Модернизация и инновационное развитие города и региона – это система общественных отношений по разработке и внедрению инноваций, за счет реализации инициативы и ресурсов частного бизнеса при поддержке публичного управления.
Значение модернизации и инновационного развития города и региона
Для современной отечественной экономики острой проблемой выступает переход на инновационный путь развития. Современная ресурсоориентированная модель отечественной экономики не решает стоящих перед ней задач, не гарантирует благосостояния населения, наносит ущерб социальной сфере и экологической обстановке.
Для решения социально-экономических задач, стоящих перед государством сегодня необходимо обеспечить модернизацию экономики, инновационное развитие, повысив конкурентоспособность национального продукта и, как следствие, конкурентоспособность национальной экономики на международном рынке.
Значение модернизации и инновационного развития городов и регионов обуславливается тем, что городские и региональные территории, которые характеризуются высокой концентрацией научных исследований и разработок, а также наличием инновационной инфраструктуры, инновационного производства позволяют распространить имеющийся у них опыт разработки и внедрения инноваций в иные сферы экономики, на иных региональных и городских территориях, обеспечив тем самым системное развитие экономики.
В связи с тем, что территория Российского государства характеризуется значительным разнообразием географических, социальных, экономических, культурных, образовательных, демографических и иных особенностей, поэтому политика в сфере поддержки и развития инноваций не может быть одинаковой для всей страны.
Целесообразно использовать региональные и городские территории как системы, обладающие необходимой производственной базой, управляемостью, инфраструктурой, образовательными и научными ресурсами, а также человеческим потенциалом, для решения задач модернизации и инновационного обновления экономики.
Имеющиеся сегодня амбиции и ресурсы частного бизнеса по разработке и внедрению инноваций для их реализации должны опираться на целенаправленную экономическую политику государства по поддержке предпринимательства, чья деятельность связана с научными разработками новых продуктов, новых технологий в перспективных с точки зрения развития экономики страны отраслях.
Во многом эти задачи могут быть решены посредством внедрения инструментов государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства для объединения ресурсов государства и бизнеса.
Проблемы и перспективы модернизации и инновационного развития города и региона
Проблема публичного управления развитием региональной экономики с точки зрения модернизации и инновационного обновления обусловлена рядом причин:
Трудности, связанные с состоянием инновационной инфраструктуры региональной или городской территории:
- отсутствует взаимодействие между организациями инфраструктуры, нет общей базы научных разработок, которые ожидают внедрения на рынок. Формирование хранилища информации в отношении инновационных разработок позволило бы привлечь инвесторов, обеспечив их доступ к инновациям, которые потенциально можно внедрить на рынок;
- разрыв между научной деятельностью и бизнес-сообществом. Научное сообщество сегодня в рамках ВУЗа, научных лабораторий и институтов занимается разработкой инноваций, не представляя запрос на процесс внедрения таких инноваций на рынок и не имея запроса со стороны бизнес-сферы на подобные инновации. Указанное актуализирует поддержку разработок инноваций в конкретных сферах за счет формулирования запроса со стороны государства и бизнеса к научному сектору;
- отсутствие эффективной культуры сотрудничества между разработчиками идей и инфраструктурой. Инновационные разработки из-за этой проблемы остаются не коммерциализированными. Офисы коммерциализации получают стабильное низкое количество заявок на разработки. Указанное связано с отсутствием положительного опыта взаимодействия научных организаций и институтов инфраструктуры. Длительное время научные разработки инициировались за счет государственных заказов, то есть отсутствовала проблема вывода на рынок инноваций, коммерциализации идеи. Созданные же сегодня инфраструктурные элементы для коммерциализации инноваций не пользуются доверием со стороны научного сообщества, поскольку не гарантируют решение проблем авторских прав, получения оплаты научного труда. Эти трудности могут быть преодолены посредством повышения открытости функционирования институтов инфраструктуры;
- отсутствие значительных инвестиций в научные разработки. Сегодня бизнес не готов направлять большие финансовые потоки для научной разработки, поскольку эта сфера характеризуется высокой неопределенностью, длительным ожиданием прибыли, поэтому отечественный бизнес с большей готовностью использует западные технологии;
Трудности, связанные с состоянием научной сферы в государстве, регионах, городах, в том числе:
- несовершенство правового регулирования участия научных организаций в инновационной деятельности: на практике научным институтам крайне трудно получить доходы по лицензионным договорам, эффективно использовать указанные средства;
- сложность в идентификации правообладателей в отношении инновационных разработок и установления авторов инновационных разработок;
- несовершенство инструментов, которые используются для финансирования научных исследований. Это касается отсутствия эффективной системы привлечения кредитных ресурсов для организации разработок;
- недостаточное бюджетное финансирование важнейших инновационных исследований;
- отсутствие кадров для обеспечения инновационного обновления экономики. Долгое время научная сфера находилась в упадке, что привело к оттоку специалистов из сферы научного исследования и не популярности среди молодого поколения такого вида трудовой деятельности и др.