Моделирование процесса взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД – это специальное направление таможенной политики, обеспечивающее рациональную организацию взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и органов таможенного контроля при оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу.
Значение моделирования процесса взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД
Эффективная внешнеэкономическая деятельность субъектов отечественного хозяйствования играет важную роль в развитии отечественной экономики, формировании доходов бюджетов, поэтому в процессе таможенного контроля при оформлении товара и транспортных средств, которые перемещаются через российскую границу, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД. От эффективности такого взаимодействия зависит:
- во-первых, эффективность реализации таможенными органами контрольных мероприятий;
- во-вторых, эффективность и прибыльность хозяйственной деятельности субъектов ВЭД.
Указанное актуализирует рациональное выстраивание взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД, в частности посредством разработки решений по такому взаимодействию и прогнозированию, возможных последствий таких решений.
Так, взаимодействие, в том числе взаимодействие органов публичного управления и субъектов частного бизнеса, предполагает взаимное воздействие, то есть обмен, в ходе которого преодолеваются противоречия и осуществляется удовлетворение интересов обеих сторон взаимодействия.
В системе таможенного регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через российскую границу взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД предполагает формирование процедуры согласования интересов и действий участников взаимодействия для повышения эффективности функционирования субъектов внешнеторговой деятельности и оптимизации расходов государства и таких субъектов при обеспечении безопасности государства.
В состав субъектов взаимодействия следует включить:
- участников ВЭД, которые непосредственно осуществляют перемещение товара через российскую границу;
- таможенные органы, которые реализуют контрольные мероприятия пропуска, таможенного оформления товаров, перемещаемых через российскую границу;
- таможенные органы стран-производителей перемещаемых товаров;
- таможенные органы стран, через которые осуществляется транзит товаров, ввозимых на территорию России;
- федеральный орган, в компетенцию которого входит обеспечение соблюдения требований безопасности ввозимого на территорию России продукта, условий его применения, которые устанавливаются международно-правовыми актами, а также отечественным законодательством в области государственного регулирования ВЭД, технического регулирования, иным федеральным законодательством.
Не вызывает сомнения, что интересы указанных субъектов в отдельных случаях могут находиться в противоречии. Так, например, участники ВЭД заинтересованы в упрощении перемещения товаров через границу и оптимизации расходов на такое перемещение, при этом наличествуют и недобросовестные участники ВЭД, которые пытаются использовать незаконные методы перемещения товаров через российскую границу. Государство и таможенные органы в частности заинтересованы в том, чтобы обеспечить исключительно законное перемещение товаров через российскую границу, при этом сформировав максимально благоприятную среду для развития и повышения эффективности функционирования участников ВЭД.
Направления взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД
Не вызывает сомнения, что приоритетным направлением моделирования процесса взаимодействия участников и таможенных органов выступает формирование эффективной таможенной политики, которая позволяет одновременно обеспечивать интересы участников ВЭД по сокращению издержек на перемещение товара при обеспечении экономической безопасности государства.
Вместе с тем указанная цель взаимодействия предполагает и основную опасность такого взаимодействия. Государства также заинтересованы в сокращении объемов расходов, связанных с контролем перемещения товаров через границу, что объективно связывается с сокращением объема и содержания такого контроля, однако при этом перед таможенными органами стоит задача обеспечить безопасность государства, общества, личности.
Указанным и обуславливается необходимость моделирования наиболее эффективного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Формы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД
Взаимодействие отечественных таможенных органов и субъектов ВЭД осуществляется традиционно в следующих формах:
- предварительное доведение информации;
- электронное декларирование товара;
- регламентация объемов и содержание контрольных мероприятий в отношении конкретных групп товаров;
- проведение контрольных мероприятий инструментами постаудита;
- обмен сведениями между таможенными органами стран относительно объема, содержания и результатов таможенных контрольных мероприятий в отношении перемещения товара конкретными участниками ВЭД.
Наиболее разработаны формы взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД в системе Таможенного союза. Практика функционирования Союза позволило сформировать эффективные инструменты такого взаимодействия, к числу которых относятся:
- консультативный совет по таможенной политике;
- консультативный совет в отношении иностранных инвестиций;
- группа по совершенствованию таможенного законодательства;
- консультации по проектам нормативных правовых актов в сфере таможенного регулирования.
Названные институты позволяют:
- выявить интересы сторон, сформулировать такие интересы, в том числе посредством исследования предложенных участниками, органами публичного управления инициатив в сфере таможенного регулирования;
- разработать наиболее эффективные методы и инструменты таможенного регулирования, отвечающие интересам участников взаимодействия.