Модели коммуникации бизнеса и власти в современной России – это формы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с бизнес-структурами с целью достижения взаимной выгоды.
Необходимость коммуникации бизнеса и власти
Государство выступает средством реализации публичной власти, основу существования которой составляет полномочия, переданные населением органам государственного и муниципального управления, а также финансовые основы, формируемые поступлениями из различных источников. Одним из основных источников пополнения бюджетной системы страны, призванной обеспечивать нужды государства, выступают налоговые доходы, в качестве одного из плательщиков которых выступает бизнес.
Таким образом, бизнес-структуры обеспечивают формирование финансовых ресурсов государства, а в обязанности государства входит создание благоприятных условий для развития бизнеса, формирования правовой базы, определяющей границы бизнес-свободы и так далее.
Современные развитые государства стараются обеспечить взаимодействие органов государственного управления и бизнес-структур за счет использования эффективных инструментов коммуникаций и формирования механизма обратной связи. Без осуществления коммуникационной составляющей взаимодействие государственной и муниципальной власти и бизнеса невозможно. Современная система коммуникации государства и бизнеса подлежит постоянному изменению и усложнению.
Общая характеристика действующих моделей коммуникации власти и бизнеса
На современном этапе развития взаимоотношений государства и бизнесом различают две модели их коммуникации:
- Плюралистическую модель. Суть этой модели состоит в том, что она исключает доминирование в системе коммуникаций любой из составляющих целостной системы. В рамках этой модели публичная власть функционирует в интересах всех представителей капиталистического класса, то есть бизнеса. Формирование такой модели коммуникации власти и бизнеса характерно для стран, имеющих англо-американской правовую систему. Данная модель существует в таких странах как Австралия, Англия, США и прочих. В рамках такой модели коммуникации государства и бизнеса рассматриваются как определенная сделка, которая совершается сторонами, с одной стороны, в лице представителей частных компаний, с другой стороны, в лице чиновников, выступающих представителями публичной власти. Для этой модели коммуникации власти и бизнеса характерна незначительная роль различных бизнес-ассоциаций, которые, как правило, не обладают полномочиями на совершение действий, способных ограничить права их участников, или обладают минимальными полномочиями в этом смысле;
- Неокорпоративистскую модель. В основе этой модели находится частно-публичное партнерство между бизнес-структурами, с одной стороны, и органами государственного и муниципального управления, с другой стороны. Эта модель коммуникации бизнеса и власти отличается более значимой ролью бизнес-ассоциаций. Распространение такой модели характерно для стран, в которых действует романо-германская система права. Например, Нидерланды, Австрия, Германия и прочие. Бизнес-ассоциации в рамках данной модели наделяются полномочиями, позволяющими им выполнять роль главного посредника в коммуникации власти и бизнеса.
Характеристика модели коммуникации власти и бизнеса в современной России
Для российской практики коммуникация власти и бизнеса характерно построение собственной корпоративной модели. В рамках этой модели бизнес-ассоциации выступают в качестве одного из основных звеньев, призванных сопровождать коммуникацию всех заинтересованных сторон взаимодействия. Значимость этих бизнес-ассоциаций в коммуникационных связях, социально-экономической жизнедеятельности государства, общественно-политической жизни существенно возрастает с годами. В соответствии с результатами опросов можно отметить большее стремление бизнес-структур к взаимодействию с экспертами из бизнес-ассоциаций, чем с представителями власти напрямую. Эта отличительная характеристика коммуникации власти и бизнеса свойственна именно для России. Иностранные компании считают более эффективной формой коммуникации прямые связи с органами государственного управления.
Коммуникация бизнеса и власти выступают в качестве компонента более цельной коммуникационной системы политического характера. Сложившаяся практика взаимодействия федеральных органов власти с любыми представителями общества и бизнесом показывает наличие в ней несоответствий провозглашаемым принципам взаимодействия в обществе. Для современного российского общества характерен низкий уровень качества обратной связи между властью и представителями бизнеса. Органы государственного управления предъявляет высокие требования к обеспечению их деятельности необходимой информацией, однако сами не всегда идут навстречу в предоставлении обратной связи.
Органы государственного управления ограниченным легитимными инструментами общения с представителями бизнеса. При этом органы государственного и муниципального управления не демонстрируют должной оперативности при решении насущных бизнес-проблем. Это выступает отталкивающим фактором при построении эффективных коммуникаций бизнеса с органами власти.
В повышении значимости бизнеса в системе коммуникаций этого института с властью существенную значимость играет выравнивание вертикали власти и реализация принципа равноудаленности предпринимательской деятельности от государства. Интегрирующая роль в этом случае возлагается на различные общественные советы и экономические форумы.
Для российской практики коммуникации власти и бизнеса характерен значимый дисбаланс, обусловленный доминированием власти, преимущественно на федеральном уровне. Это доминирование является следствием укрепления централизованной власти, преобладания государственной собственности в ключевых отраслях экономики. Выстраивание гармоничных отношений бизнеса и власти требует более лояльного подхода со стороны государства к системе коммуникаций.