Характеристика моделей принятия управленческих решений в организациях
Модель – это созданное людьми подобие реального объекта, процесса или явления, позволяющее изучить их.
Процесс разработки управленческих решений и последующей их реализации требует следования определенному алгоритму оценки ситуации, наличествующих ресурсов, разработки и выбора альтернатив, изложения решений.
В качестве алгоритма принятия и реализации управленческих решений используются модели принятия управленческих решений.
Под моделью можно понимать любой образ, отображающий какой-либо объект, явление или процесс. Модель призвана заменить изображаемые объекты, явления и процессы.
Модель призвана отображать в упрощенном, абстрактном виде реальность, с целью использования полученного подобия для прогнозирования или выявление особенностей поведения моделируемого явления или процесса.
Под моделированием понимают практическую и теоретическую деятельность по оперированию объектами, явлениями или процессами, предполагающую замещение реального предмета искусственным или естественным аналогом, исследование которого позволяет изучить предмет.
Преимуществом использования моделирования является возможность построения модели, адекватно отвечающей непомерной сложности оригинала за счет отображения только значимых элементов, связей и взаимосвязей.
Исследование систем управления предполагает использование моделирования при выработке наиболее сложных управленческих решений. В этом случае осуществляется исследование объекта, подлежащего изменению под влиянием решения, за счет построения его модели. Применение данного метода позволяет исследовать характеристики и свойства изучаемого управленческого объекта.
Элементами модели принятия управленческого решения являются:
- во-первых, цель решения, определяющая модель принятия управленческого решения;
- во-вторых, перечень альтернатив, которые характеризуют возможные варианты действий или их совокупности;
- в-третьих, состояние внешней среды, включающее в себя оценку совокупности внешних факторов и возможной их динамики;
- в-четвертых, время, определяющее сроки принятия управленческого решения и осуществление действий в поддержку этого решения.
Причины использования модели принятия управленческих решений включают в себя:
- во-первых, сложность реальных ситуаций, обусловленную огромным количеством переменных, затрагивающих прямо или косвенно решаемую проблему. Применение моделей в этом случае позволяет абстрагироваться от незначимых факторов, упрощая тем самым выстраиваемую модель;
- во-вторых, экспериментирование, позволяющее опробовать различные варианты управленческих решений и оценить степени их воздействия на объект;
- в-третьих, ориентированность на будущее, предполагающая воздействие на объект управления с целью получения в будущем его желаемого состояния.
К числу наиболее распространенных моделей принятия управленческих решений относятся:
- Физические модели, которые в уменьшенном или увеличенном виде представляют исследуемую систему или объект. Отличительной особенностью данного типа модели является их полное визуальное соответствие исследуемому объекту;
- Аналоговые модели, представляющие собой поведенческое соответствие реального объекта при отсутствии визуального сходства. К примеру, организационная структура предприятия;
- Математические модели, представляющие собой символическое описание характеристик и свойств объекта или явления.
Характеристика методов принятия управленческих решений в организациях
Методы принятия управленческих решений – это регламент действий и способов решения управленческих задач, направленный на выбор верного варианта из возможных альтернатив.
К числу наиболее известных методов принятия управленческих решений относятся следующие методы.
Метод мозгового штурма. Применение этого метода обуславливается сложностью и экстренностью решения, которое требует компетентности и твердого мышления от его разработчиков.
Применение метода мозгового штурма предполагает движение по следующим этапам:
- Предварительный этап, на котором осуществляется постановка проблемы. На этом этапе отбираются участники, определяется ведущий и распределяются иные роли;
- Основной этап, на котором осуществляется генерация идей.
Метод Дельфи, представляющий собой многоуровневое анкетирование. Суть данного метода состоит в объявлении проблемы и предоставление подчиненным возможности определения альтернативных вариантов ее решения. На первом этапе участники предлагают неаргументированные альтернативы решения проблемы, которые оцениваются экспертами; на втором этапе происходит аргументация предложенных альтернатив, выбирается оптимальное решение.
Метод Кингисе, представляющий собой японскую кольцевую систему принятия управленческих решений, сводящуюся к рассмотрению проекта новаций. Предложенный проект новации по цепочке передается для обсуждения специалистам, каждый из которых дает оценку проекту в письменной форме. По результатам оценки проводится совещание, цель которого состоит в изучении мнений сотрудников о проекте.
Метод дерева целей, суть которого состоит в структурировании в соответствии с техническим принципом совокупности целей экономической программы, плана, системы, подчиненных генеральной цели.
Метод 6 шляп мышления, представляющий собой наиболее популярный метод принятия управленческих решений, позволяющих повысить эффективность умственной работы. В данном методе используется 6 шляп, среди которых белая отвечает за направление внимания на информацию, красная шляпа – за интуицию и чувства, черная шляпа используется для критических оценок, опасений, желтая шляпа несет логический позитив, зеленая отвечает за креативность, а синяя – за управление процессом.