Император как представитель государственного управления Японии
Во главе Японии находится Император, являющийся представителем императорской династии, признаваемой одной из самых древних в мире.
В современном мире статус Императора существенно отличается от его исторического содержания. На изменение статуса повлияло участие Японии во второй мировой войне.
Дискуссионным вопросом является вопрос о статусе Императора, обусловленный отсутствием в Конституции страны информация о форме правления. Чаще всего Японию характеризуют как парламентарную салическую монархию. Такой подход обусловлен наличием наследственного монарха и формированием Правительства с одобрения Парламента.
Наибольшую значимость Император имеет на внешнеполитической арене. Он уполномочивает представителей страны в виде послов и посланников, ратифицирует грамоты и иные дипломатические документы. При этом управление внешней политикой сосредоточено в руках Кабинета министров.
Императорская семья для японцев обладает высоким авторитетом.
Парламент в системе органов государственного управления Японии
Правовую основу деятельности Парламента формируют Конституция страны, закон о парламенте 1947 года, а также определенные регламенты.
Парламент Японии является двухпалатным. В его состав входит Палата советников и Палата представителей. В состав первой палаты входят 252 советника, избираемых на 6 лет. 50 процентов советников переизбираются каждые три года. Состав второй палаты включает в себя 500 депутатов, избираемых на срок 4 года.
Формирование Парламента осуществляется в результате проведения всеобщих и прямых выборов.
Император по инициативе Правительства может осуществить роспуск второй палаты, в отношении первой палаты таких действий не предусмотрено.
Работа Парламента осуществляется в виде сессий, которые могут быть различных видов:
- во-первых, очередные или бюджетные сессии. Такие сессии проводятся один раз в год, как правило, в декабре. Продолжительность такой сессии составляет 150 дней;
- во-вторых, чрезвычайные сессии, которые созываются по инициативе ¼ депутатов Парламента в экстренных случаях;
- в-третьих, специальные сессии. Такие сессии проводятся при роспуске Палаты представителей. Продолжительность такой сессии составляет, как правило, 30 дней.
Работа Парламента осуществляется открытым образом. При необходимости проводятся и закрытые заседания. Протоколы заседаний Парламента подлежат публикации.
В Парламенте действуют постоянные комиссии, число которых достигает 20. При необходимости в состав комиссий могут включаться не члены парламента (если рассматриваемые вопросы требуют экспертного мнения).
Каждая палата Парламента имеет законодательное бюро, задачей которого является оказание помощи депутатам в процессе подготовки законопроектов.
Законотворческая деятельность составляет основу деятельности японского Парламента. Законодательная инициатива разделена между депутатами Парламента и Кабинетом министров.
Кабинет министров в системе органов государственного управления Японии
В соответствии с Конституцией осуществление исполнительной власти возлагается на Кабинет министров, в состав которого включены премьер-министр и иные министры. При формировании Правительства исходят из принципа «гражданского кабинета», подразумевающего включение в состав Кабинета министров лиц, не связанных с военным делом и являющихся милитаристами.
Традиционно во главе Кабинета министров находится лидер партии, имеющей парламентское большинство.
Как правило, в состав кабинета министров входит 20 министров, большая часть которых избираются из состава членов Парламента. Утверждение любого члена Кабинета министров осуществляется Императором.
На Кабинет министров возлагается реализация следующих функций:
- ведение государственных дел и практическая реализация законодательства;
- осуществление управления политикой страны на внешнеполитической арене;
- заключение договоров с предварительным или последующим одобрением Парламента;
- управление гражданской службой;
- формирование государственного бюджета и представление его проекта на рассмотрение Парламента;
- издание нормативных актов в пределах своей компетенции;
- амнистирование.
Заседание Кабинета министров носят закрытый характер, осуществляются два раза в неделю. Для принятия решений необходимы консенсус и единогласие.
Во главе Кабинета министров находится премьер-министр, который призван выполнять следующие функции:
- координировать деятельность Правительства;
- назначать и освобождать от должности министров;
- вносить в парламент на рассмотрение законопроекты;
- информировать Парламент относительно состояния государственных дел и внешнеполитического курса страны;
- подписывать законы и указы;
- участвовать в переговорах и подписании международных договоров;
- руководить подготовкой и заключением правительственных соглашений.
Судебные органы в системе государственного управления Японии
Судебная ветвь власти состоит из четырех звеньев, в число которых включаются Верховный суд, высшие апелляционные суды в количестве 8 единиц, местные суды в количестве 50 единиц, семейные суды в количестве 50 единиц и первичные суды – примерно 450 единиц.
Конституция Японии запрещает создание специальных судов.
В ведении судов всех уровней находится гражданские и уголовные дела. На уровень суда влияет величина иска или тяжесть преступления.
Верховный суд преимущественно осуществляет конституционный контроль и выступает в качестве суда последней инстанции в любых отраслях права.
Назначение судей возложено на Правительство. Кандидатуры судей представляются списком, составленным Верховным судом. Срок полномочий судьи составляет 10 лет. Ограничений на повторное назначение не установлено.