Особенности государства Новая Зеландия
Новая Зеландия представляет собой государство на юго-западе Тихого океана, расположенное на территории двух крупных островов и серии мелких островов Полинезии.
Столицей новой Зеландии является Веллингтон.
В основе построения государственной системы Новой Зеландии лежит принцип конституционной монархии и парламентской демократии.
Характеристика высших должностных лиц в системе государственного управления Новой Зеландии
Государство Новая Зеландия является королевством. Формально обязанности главы государства возложены на британскую королеву Елизавету II, которая одновременно является королевой Новой Зеландии и ряда других стран. При этом на практике монарх не располагает никакой властью и действует по принципу «царствование, но не управление». Однако при необходимости королева Великобритании может вмешаться в управление Новой Зеландией, поскольку обладает рядом законных полномочий. Но за более чем 60-летнее время правления Елизаветы II прецедентов вмешательства во внутреннее управление Новой Зеландией не наблюдалось.
Вторым лицом новозеландского государства является генерал-губернатор, назначение которого осуществляется монархом. Эта должность также носят формальный характер. С 2011 года данную должность замещает Джерри Матепараи. На данное лицо возможны представительские функции при наличии законодательно закрепленного права самостоятельного использования всей власти, находящейся в руках монарха Новой Зеландии.
Третьим по значимости с формальной точки зрения, но первым в реальном смысле этого слова лицом государства является премьер-министр.
На премьер-министра возлагается решающая роль в осуществлении руководства политической и экономической жизнью Новой Зеландии. Премьер-министр представляет монарху рекомендации по кандидатам на замещение должности генерал-губернатора, то есть фактически осуществляет его назначение. Также премьер-министр обладает правом определения повестки дня парламента и даты осуществления переизбрания данного органа государственного управления.
Органы государственного управления Новой Зеландии
Одним из органов государственного управления Новой Зеландии является Парламент, который начал свое функционирование в 1852 году. Начиная с середины ХХ века Парламент Новой Зеландии является однопалатным. Парламент Новой Зеландии именуется Палатой представителей. В состав данной палаты входят генерал-губернатор и избранные на основе смешанного мажоритарно-пропорционального принципа депутаты.
Голосование при выборе депутатов осуществляется каждым гражданином следующим образом: сначала гражданин голосует за кандидата, выдвинутого по его округу, затем за партийный список (допускается возможность отдать голос различным партиям). Прохождение партии в парламент требует преодоления пятипроцентного барьера. Партия, набравшая большинство голосов, наделяется правом формирования Правительства.
Обязанность ведения заседаний Парламента возложена на спикера, который является одной из ключевых фигур в политической жизни государства. В настоящее время должность спикера занимает представитель Национальной партии Дэвид Картер.
Законодательством не установлено количественное ограничение относительно численности членов Парламента. В настоящее время данный показатель достигает 121 депутата.
Исполнительная власть в стране возложена на Правительство Новой Зеландии, которое именуется Пятым национальным правительством. Название определяется наименованием сформировавшей его партии.
Состав правительства включает 20 человек при наличии значительно большего количества постов. Как правило, один министр может обладать, как минимум, двумя портфелями. Состав правительства соответствует структуре, получивший развитие в мировой практике – министр финансов, обороны, торговли и прочего.
При этом существуют и специфические моменты при формировании Правительства, характерные именно для Новой Зеландии. Например, в Новой Зеландии действует министерство, в зону ответственности которого входит включительно восстановление районов, которые пострадали от землетрясения в Кентербери в 2010-2011 году. Также в составе Правительства имеется министр иммиграции и министерство туризма, важность которого характеризуется тем, что управление им возложено на премьер-министра.
Также в Новой Зеландии действует министерство по делам договора Вайтанги, который считается важнейшим государственным актом Новой Зеландии.
В законодательстве Новой Зеландии функциональное назначение премьер- министра и кабинета министров представлено довольно расплывчато.
В общей сложности в стране действует более 40 министерств.
Особым органом исполнительной власти Новой Зеландии является Исполнительный совет, который зачастую именуется «королевскими министрами». Данный орган является архаичный органом государственного управления, обусловленным определенным параллелизмом системы государственного устройства: наличием при премьер-министре фактически действующих министров, при генерал-губернаторе – почетных министров.
В определенном смысле Исполнительный совет воспринимается как президиум парламента, включающий в себя отобранных генерал-губернатором депутатов парламента.
На Исполнительный совет возложено осуществление консультативной функции, призванное обеспечивать наиболее полную связь и взаимодействие Правительства и Парламента. Исполнительный совет представляет собой почетный орган управления, не имеющий реальной власти.
В целом для государственного управления Новой Зеландии характерны следующие признаки:
- во-первых, высокий уровень компактности органов государственного управления;
- во-вторых, скорость и эффективность функционирования органов исполнительной власти за счет небольшого числа служащих;
- в-третьих, небольшая вертикаль власти.