Общая характеристика государственного управления в Бельгии
Во главе государства в Бельгии стоит монарх, однако его власть конституционно ограничена, публичное управление вверено формируемым на демократической основе государственным законодательным и исполнительным органам.
Административно-территориальное устройство Бельгии характеризуется как федерация, которая устроена на основе так называемого принципа двойной федерации. Другими словами, административно-территориальные единицы, образующие территорию Бельгии, выделены по территориальному и национально-языковому признакам, поэтому, характеризуя административно-территориальное устройство бельгийского государства, принято говорить о региональных и национальных единицах. Исходя из территориального основания, в составе Бельгии выделяются регионы, исходя из принципа национальной и языковой общности – сообщества.
Уровни государственного управления в Бельгии
Государственное управление в Бельгии реализуется на следующих уровнях:
На уровне федерации. Федеральные органы реализуют функции публичного управления в тех областях, которые имеют социальное значение для всех граждан страны независимо от их языка, национальной принадлежности или территориального нахождения. Таким функциями являются следующие направления публичного управления:
- регулирование взаимоотношений с зарубежными странами, международными организациями и пр.;
- обеспечение национальной безопасности;
- обеспечение реализации функции правосудия на территории государства;
- управление финансовой системой государства;
- регулирование бюджетных отношений;
- организация социального обеспечения населения;
- организация медицинского обеспечения населения и др.
На уровне регионов и сообществ. Органы административно-территориальных единиц решают управленческие задачи по регулированию социально-экономических отношений на уровне региона или сообщества. В частности, к вопросам компетенции органов публичного управления регионов, входящих в состав территории Бельгии, относятся:
- регулирование экономических отношений на уровне региона;
- обеспечения организации инфраструктуры;
- регулирование вопросов формирования и исполнения бюджета региона;
- регулирование экологических отношений, в том числе обеспечение сохранения и восстановления природных ресурсов, обеспечение рационального природопользования и др.
Органы административно-территориальных единиц, которые образованы по признакам национальной и языковой общности, реализуют полномочия публичного управления в социальной сфере – обеспечивают регулирование отношений в области культуры, образования, спорта, науки.
Органы федеральной власти Бельгии
Государственное управление в Бельгии строится на демократическом принципе обеспечения самостоятельности исполнительной, законодательной и судебной властей. В качестве высшего законодательного органа в стране действует представительный орган, состоящий из двух палат:
- верхняя палата представительного органа именуется Сенат; она формируется посредством косвенных и прямых выборов;
- нижняя палата – Палата депутатов – формируется посредством прямого голосования после пропорциональной системе.
Срок полномочий обеих палат составляет 4 года.
Главой государства признается монарх (Король). Он выполняет представительские функции, и во многом его роль в публичном управлении государством формальна. Так, ему предоставлены полномочия по формированию правительства (Кабинета министров): он назначает главу правительства – Премьер-министра – и других министров. При этом фактически назначение определяет парламентское большинство: назначенные министры утверждается парламентом. Министры осуществляют руководство в конкретных сферах публичного управления. Общее руководство осуществляет глава Кабинета министров.
Министры осуществляют руководство соответствующими ведомствами, сами формируют штат таких ведомств.
Региональное управление в Бельгии
Как отмечалось выше, в состав федерации Бельгии входят два вида субъектов, отличающихся как по принципу организации, так и по правовому статусу:
- регионы, образуемые по территориальному принципу;
- сообщества, образуемые по национально-языковому принципу.
В каждом из названных субъектов функционируют представительные органы, избираемые населением, они именуются Советы и Комиссии, имеют широкие полномочия в сфере финансов и законодательства, фактически решают вопросы здравоохранения, экологической безопасности, социального обеспечения на уровне субъекта.
Местное управление в Бельгии
Третьим (низшим) уровнем организации публичного управления в Бельгии является местное управление на уровне коммун. Коммуны автономны, им предоставлены существенные полномочия в решении вопросов местного значения. Для управления коммунами местным населением избираются по системе пропорционального представительства Коммунальные советы. Этот представительный орган назначает главу, который совместно с бургомистром, назначаемым по предложению коммуны центральной властью, реализуют функции публичного управления на местном уровне. Исполнительная власть на местном уровне реализуют представители Совета и Губернатор. Губернатор назначается центральной властью, при этом его полномочия нередко носят пожизненных характер.
Судебные органы в государственном управлении в Бельгии
В Бельгии судебная система строится на основе административно-территориального деления. В качестве суда первой инстанции формируются суды, состоящие из двух палат:
- палата, которая реализует функции рассмотрения и разрешения дел из гражданских правоотношений;
- палата, которая реализует функции рассмотрения и разрешения дел из уголовных правоотношений.
Второй уровень судебной системы образуют апелляционные суды, действующие по конкретным направлениям:
- суды, разрешающие споры из гражданских правонарушений;
- суды, разрешающие дела, связанные с торговлей;
- суды, разрешающие дела, связанные с предпринимательством и другими экономическими отношениями и правонарушениями;
- суды, разрешающие уголовные дела;
- суды, разрешающие дела в отношении несовершеннолетних;
- суды, разрешающие дела по трудовым правоотношениям.
Высшей инстанцией является Кассационный суд.