Особенности управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях
Методы управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях – это система приемов, способов и инструментов исследования и оценки управленческих ситуаций для организации и реализации эффективного управленческого воздействия на общественные отношения с целью решения задач публичного управления на уровне Федерации, федеральных округов, регионов и муниципальных образований.
Обеспечение прав личности и социально-экономического развития территории страны, региона, муниципального образования органами публичного управления на государственном и муниципальном уровнях осуществляется посредством управленческой деятельности.
Управленческая деятельность на государственном и муниципальном уровнях представляет собой специфический вид человеческой деятельности, которая требует специальных познаний в области публичного управления, а также соблюдения правовых предписаний, регламентирующих принципы и процедуры ее реализации.
Управленческая деятельность на государственном и муниципальном уровнях характеризуется следующими признаками:
- Практической направленностью. Управленческая деятельность на государственном и муниципальном уровнях не имеет собственного самостоятельного значения, такая деятельность обретает свое значение через достижение поставленных социально полезных целей публичного управления;
- Интеллектуальным наполнением. Управленческая деятельность на государственном и муниципальном уровнях не предполагает одностороннего воздействия субъекта управления на объект управления, напротив, она предполагает налаживание эффективных каналов связи для рационального взаимодействия должностных лиц и органов публичного управления и населения соответствующих территорий. Таким образом, управленческая деятельность на государственном и муниципальном уровнях предполагает интеллектуальные усилия должностных лиц и государственных служащих органов публичного управления для реализации поставленных перед ними задач и функций и, с другой стороны, требует интеллектуального восприятия населением как объектом управления управленческого воздействия;
- Информационной обеспеченностью. Эффективность управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях напрямую связана с эффективностью ее информационного обеспечения. Принятие управленческих решений должно основываться на полной, необходимой и достаточной информации в отношении состоянии объекта управления. При этом для получения и обработки информации должны использоваться инновационные методы, что, в свою очередь, позволит обеспечить прозрачность и открытость процессов принятия управленческих решений;
- Коллективностью. Управленческая деятельность на государственном и муниципальном уровнях всегда предполагает аккумуляцию усилий должностных лиц и государственных служащих, а также институтов гражданского общества, населения в целом и пр. Структура механизма государственного управления и структура отдельного органа публичного управления фактически создает логическую схему для упорядочения коллективных усилий должностных лиц и государственных служащих. При этом согласованность элементов системы управления обеспечивает эффективность управленческого воздействия;
- Правовой регламентацией. Управленческая деятельность характеризуется инициативностью, творческим подходом, требует оперативной реакции на изменяющиеся внешние и внутренние условия, но при этом методы, инструменты, приемы, процедуры реализации управленческого воздействия получают нормативное закрепление и пр.
Характеристика методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях
Реализация функций публичного управления осуществляется государственными и муниципальными органами посредством применения различных способов, инструментов и приемов реализации управленческого воздействия. Таким образом, система приемов, способов, инструментов реализации управленческого воздействия, опосредующая такие стадии управленческой деятельности, как прогнозирование, планирование, принятие и реализацию управленческих решений, именуется методом управленческой деятельности.
Специфика методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях заключается в том, что такие методы реализуются в правовых рамках для достижения целей и задач управления посредством регламентированных законом процедур она основе демократических принципов. Отсюда, методы управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях характеризуются следующими сущностными признаками:
- методы формируют и обеспечивают осуществление управленческого воздействия на общественные отношения;
- методы управленческой деятельности характеризуются сложностью, разнообразностью, а также применимостью в различных сферах общественного управления. Многообразие подвергающихся управленческому воздействию общественных отношений предполагает необходимость использования общих стандартных методов регулирования, а также методов, способных учитывать специфику общественных отношений для обеспечения эффективного управленческого воздействия;
- гибкость и реальность методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях. Указанное предполагает, что методы управленческой деятельности должны оперативно адаптироваться к изменениям объекта управления или к изменениям внешней среды. При этом такие методы должны характеризоваться способностью реально воздействовать на общественные отношения.
Методы управленческой деятельности включают в себя две разновидности:
- методы, которые обеспечивают деятельность должностных лиц и органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней;
- методы, которые обеспечивают осуществление функций публичного управления.