Государственное регулирование этнических и религиозных отношений – это целенаправленная деятельность законодательных органов власти по определению основных направлений упорядочения этнических и религиозных отношений, исходя из принципов демократической организации общества и государства, где каждому гарантируются равные права независимо от его расы, национальности, этнической принадлежности и вероисповедания.
Методы, способы и механизмы государственного регулирования этнических отношений
Россия является многонациональным государством, на ее территории проживают люди, принадлежащие к разным национальностям и народам.
Этническая общность – это разновидность социальной общности, которая предопределяется системой единых этнических характеристик, в том числе общностью языковой принадлежности, общностью территории проживания, сходностью культурных и бытовых традиций, единством исторического развития.
В демократически устроенном правовом государстве усилия публичного управления по регулированию этнических отношений должны быть направлены на обеспечение мирного сосуществования лиц с разной этнической принадлежностью при гарантировании соблюдения прав личности независимо от этнической принадлежности.
Нормативно-правовую базу регулировании национальных и этнических отношений в государстве формируют следующие нормативно-правовые акты:
- прежде всего, это Конституция страны, которая закрепляет недопустимость дискриминации, в том числе по национальному признаку, закрепляет основные гарантии прав личности во всех сферах общественной жизни;
- указ главы государства, регламентирующий основные направления этнического государственного регулирования на долгосрочный период;
- договоры, заключенные между Федерацией и республиками, входящими в ее состав, относительно распределения предметов ведения;
- специальное федеральное законодательство, содержащее гарантии в отношении коренных малочисленных народов, проживающих на территории России;
- специальное законодательство о национально-культурной автономии.
Органы государственного управления на региональном уровне также реализуют мероприятия по урегулированию этнических отношений. В частности, для такого регулирования нередко разрабатываются стратегические и программные документы.
Сегодня усилия государственного управления на федеральном и региональном уровнях должны быть направлены на формирование гражданского общества, установление правового государства, где каждый гражданин имеет право на свою национальную самореализацию на тех же условиях, что и граждане, принадлежащие к другим этническим группам.
Иными словами, концепция регулирования этнических отношений в современной России – это:
- гарантирование прав личности лица независимо от этнической принадлежности;
- гарантирование лицам, принадлежащим к разным этническим группам, возможности самобытного этнического развития;
- формирование благоприятной среды для межкультурного взаимодействия и взаимообогащения для эффективного межнационального сотрудничества.
Отсюда, к основным целям государственного регулирования этнических отношений, как на федеральном, так и на региональном уровне следует отнести:
- укрепление социально-экономической базы Федерации и регионов, ее образующих;
- гарантирование государственной целостности;
- развитие каналов межэтнического взаимодействия, как на уровне Федерации и регионов, так и на международном пространстве;
- поддержание стабильного состояния в сфере экономических отношений, обеспечение гражданского согласия и этнического и национального мира, предупреждение и противодействие межэтническим конфликтам;
- формирование условий для самобытного этнического развития и межэтнического взаимодействия и взаимообогащения.
Таким образом, в рассматриваемой сфере основными механизмами, методами и способами регулирования общественных отношений выступают:
- меры общеполитического характера, в том числе обеспечение социально-экономического благосостояния населения независимо от этнической принадлежности, формирование институтов гражданского общества и строительство правового государства;
- меры специального регулирования поддержки развития малочисленных народов, создания культурных организаций и проведение культурных мероприятий для обеспечения эффективных каналов межэтнического взаимодействия и взаимообогащения.
Методы способы и механизмы государственного регулирования религиозных отношений
Распад Советского государства актуализировал на российской территории формирование различных религиозных организаций, в том числе таких традиционных для Российского государства, как Русская православная церковь, Римско-католическая церковь, ислам, иудаизм, начали формироваться и нетрадиционные религиозные культы и движения.
Россия является участником основных международных документов, регламентирующих права личности. В соответствии с указанными международными документами и положения собственной Конституции каждому гарантируется свобода совести. При этом страна провозглашена светской, что определяет равное отношение государства ко всем религиям и религиозным организациям.
В рамках государственного регулирования религиозных отношений современная Россия ставит перед собой следующие задачи:
- обеспечение в многонациональной и многоконфессиональной стране мирного сосуществования населения посредством интеграции уважительного отношения к разным религиям и уважительного отношения к личности независимо от ее религиозной принадлежности;
- недопустимость использования религиозных традиций в качестве политических инструментов;
- недопустимость неравного отношения к различным религиям и др.
Таким образом, Россия, как в светском государстве, регулирование религиозных отношений должно сводиться к гарантированию прав каждой личности независимо от ее религиозной принадлежности, в том числе прав на религиозное развитие, на создание религиозных организаций, при условии, что религия не используется для прикрытия незаконных действий или в политических целях.