Методы принятия решения на государственном уровне – это приемы, обеспечивающие выработку и утверждение управленческих решений, направленных на разрешение проблем государственного управления.
Виды решений, принимаемых на государственном уровне
Методы принятия решений на государственном уровне представляют собой совокупность операций умственного и практического характера, используемых при осуществлении государственного управления для понимания проблемы, выработки целей, сбора необходимых данных, разработки альтернативных вариантов решения проблемы, выбора наиболее эффективного решения и организации его реализации.
Всю совокупность решений, принимаемых на государственном уровне, можно разделить на следующие группы:
- во-первых, решения, принятие которых осуществляется в условиях определенности. Этот вид решений подразумевает известность конечного результата каждого действия;
- во-вторых, решения, принятие которых осуществляется в условиях частичной неопределенности. Этот вид решений подразумевает получение одного из допустимых случайных результатов при определенных действиях и известном уровне вероятности каждого из возможных результатов;
- в-третьих, решения, принятие которых осуществляется в условиях неопределенности. Этот вид решения подразумевает получение множества случайных результатов, вероятность которых в момент его принятия неизвестна.
Классификация и характеристика методов принятия решений на государственном уровне
Методы принятия решений на государственном уровне характеризуются значительным разнообразием, упорядочить которое позволяет классификации этих методов по ряду критериев.
По критерию охвата процесса выработки решения на государственном уровне методы принятия решений делятся на два вида:
- во-первых, общие методы, которые охватывают любые этапы процесса принятия решения на государственном уровне;
- во-вторых, локальные методы, которые могут применяться на нескольких или одном этапе принятия решения на государственном уровне.
Оба указанных вида методов, в свою очередь, делятся на два подвида - формальные методы, основанные на математических вычислениях, и неформальные методы, то есть интуитивно-логические.
Общие методы формального характера включают в свой состав системный анализ, используемый для решения значительных проблем, и линейное программирование.
Общие методы неформального характера включают в себя принятие решений на базе жизненного и управленческого опыта, интуитивный метод, метод рефлексии.
Всю совокупность локальных методов независимо от их разновидностей в соответствии с критерием этапов выработки решений классифицируют на следующие виды:
- во-первых, установление проблемы и выработка целей решения;
- во-вторых, сбор и обработка сведений, необходимых для принятия решения;
- в-третьих, анализ альтернатив будущего решения, выбор и обоснование наиболее эффективной из них;
- в-четвертых, санкционирование выбранной альтернативы решения;
- в-пятых, организация исполнения и контроль процесса исполнения решения.
По критерию способа принятия решений выделяют две группы:
- во-первых, решения, принимаемые в индивидуальном порядке, то есть должностным лицом системы государственного управления. Например, решения, принимаемые Президентом Российской Федерации;
- во-вторых, решения, принимаемые коллективом или группой людей. Например, решения Государственной Думы и так далее.
Оба вида этих решений имеют определенные преимущества и недостатки, которые можно свести к следующим постулатам:
- во-первых, групповой способ принятия решений предпочтительней индивидуального;
- во-вторых, решение сложных проблем лучше осуществлять с помощью применения группового метода принятия решений;
- в-третьих, при разрешении простых проблем, имеющих формально процедурный характер, индивидуальное решение имеет преимущество.
Групповые методы принятия решений на государственном уровне можно разделить на три основные группы:
- во-первых, метод коллективного обсуждения проблемы. Данный метод применяется для решения проблем нестандартного характера, которые требуют творческого и новаторского подхода к их разрешению. Для данного метода характерна полная свобода выдвижения проектов решений;
- во-вторых, условно групповой метод. Данный метод характеризуется наличием ограничений межличностного общения при принятии решений, преобладанием индивидуальных усилий лиц, участвующих в решении проблемы, обеспечивает достижение согласия без излишних дискуссий;
- в-третьих, метод экспертных оценок. Применение данного метода осуществляется при невозможности сбора лиц, ответственных за принятие решения, в одном месте. Путем ответа на вопросы каждое лицо, ответственное за принятие решений, предлагает свой вариант решения проблемы. В последствии полученные результаты сводятся в единую таблицу, которая доводится до сведения опрашиваемых. Лица, ответственные за принятие решения, либо соглашаются с достигнутыми результатами, либо предлагают дополнительные идеи. Процесс повторяется для тех пор, пока окончательное решение не будет достигнуто.
Вне зависимости от применяемого метода принятия решений эти решения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствие действующему законодательству;
- своевременность;
- наличие четкой цели и адресности;
- отсутствие противоречий;
- выполнимость;
- наличие параметров, обеспечивающих возможность осуществления внутреннего и внешнего контроля исполнения решения;
- возможность учета негативных последствий принятия решения;
- наличие соответствующих полномочий на принятие решения;
- наличие возможной обоснованности положительного результата.
Решения, принимаемые на государственном уровне, должны стремиться к максимальной эффективности результата при минимальном или оптимальном количестве затрачиваемых ресурсов на их принятие и исполнение. Эффективность принимаемых на государственном уровне решений во многом зависит от адекватности выбранного метода принятия этих решений.