Сходства государственной власти и местного самоуправления
Эффективное функционирование управления на государственном и муниципальном уровне обеспечивается взаимодействием органов государственного управления с органами муниципального управления.
Среди специалистов в сфере государственного и муниципального управления не существует единого взгляда на содержание взаимодействия государственного и муниципального управления.
Между местным самоуправлением и государством имеется много общего. И государственное управление, и муниципальное управление представляют собой формы народовластия.
Как гласит Конституция РФ в статье 3 именно народ осуществляет либо непосредственную власть, либо власть, опосредованную органами государственного управления и местного самоуправления.
Государственное и муниципальное управление включается в систему публичной власти, поскольку ориентировано на службу совокупным интересам общества и государства.
Муниципальное управление в качестве формы публичной власти обладает определенными чертами, присущими и государственной власти. К числу таких черт относятся:
- наличие у органов муниципального управления властных полномочий, необходимых для осуществления деятельности;
- наличие возможности и права на издание нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции;
- обязательность исполнения изданных нормативно-правовых актов;
- возможность применения санкций за неисполнение изданных нормативно-правовых актов;
- наличие аппарата, посредством которого реализуется система властных полномочий;
- универсальность;
- наличие функций специфического характера. К примеру, деятельность по формированию и исполнению муниципального бюджета, установлению и отмене местных налогов и сборов и так далее.
Ролевое соотношение государственного управления и местного самоуправления
Соотношение государственного управления и местного самоуправления характеризуется распределением ролей между ними. Так, государственному управлению принадлежит ведущая роль, местное самоуправление при этом является ведомым.
Данное утверждение характеризуется следующими постулатами:
- во-первых, необходимость подтверждения статуса местного самоуправления в Конституции страны и федеральном законодательстве, обусловленная требованиями Европейской Хартии местного самоуправления;
- во-вторых, возложение на государство роли гаранта существования и функционирования местного самоуправления;
- в-третьих, гарантированность государством права на судебную защиту в системе местного самоуправления;
- в-четвертых, ограниченность самостоятельности органов муниципального управления при решении местных вопросов направленностью и содержанием общегосударственной политики. Государственные органы управления активно вовлекаются органы муниципального управления в реализацию государственных планов и программ во всех сферах жизнедеятельности;
- в-пятых, возможность наделения органов муниципального управления отдельными государственными полномочиями;
- в-шестых, государство определяет состав полномочий местного самоуправления. Соответственно государство обладает правом изменения этого состава. Специалисты характеризуют этот феномен следствием невозможности органов муниципального управления определять собственную компетенцию.
Как результат, между местным самоуправлением и государственной властью существует прочная взаимосвязь. Местное самоуправление находится в прямой зависимости от государственной власти, в подчинении ей и установленных ею законодательных рамках. При этом законодательство ограничивает возможность применения государственных властных полномочий по отношению к органам муниципального управления.
Органы местного самоуправления осуществляют активное взаимодействие с органами государственного управления относительно вопросов, сочетающих тройной интерес: со стороны государства, со стороны отдельного субъекта федерации и со стороны муниципального образования. В основе взаимодействия местного самоуправления и государственной власти находятся такие принципы как законность, охрана независимости муниципального управления, добровольность, учет общих интересов и взаимной ответственности.
В основе взаимодействия органов государственного и муниципального управления находится соблюдение требований федерального, регионального законодательства и уставов муниципальных образований.
Любые договорные отношения и соглашения между органами государственной власти и местным самоуправлением должны носить добровольный характер. Взаимодействие органов государственного и муниципального управления осуществляется в следующих формах:
- во-первых, в форме договоров;
- во-вторых, в форме соглашений;
- в-третьих, в форме государственно-муниципальных учреждений и организаций, нацеленных на решение общих задач и реализацию общих функций.
Данные формы взаимодействия органов государственного и муниципального управления не предполагают взаимную передачу полномочий.
Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного и муниципального управления осуществляется посредством создания совместных консультативных, координационных, совещательных, иных рабочих групп, действующих на постоянной или временной основе, с целью выработки рекомендаций по тем или иным вопросам.
Федеральные и региональные органы государственного управления обладают определенными полномочиями в сфере местного самоуправления. Примером таких полномочий является, в частности, определение принципиальных основ осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, установленные федеральным законодательством; правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления; наличие контрольных полномочий; наличие возможности смещения должностных лиц местного самоуправления с должности и так далее.