Понятие принципов местного самоуправления
Принцип представляет собой основополагающую идею или положение, которые опираются на объективные закономерности развития различных явлений и процессов в общественной жизни и природе.
Исходя из этого, под принципом местного самоуправления следует понимать базовую идею, которая находится в основе организации и осуществления самоуправления на местном уровне.
Принципы выступают в качестве отражения наиболее существенных сторон организации местного самоуправления.
Выделение принципов местного самоуправления является дискуссионным вопросом, обусловленным многогранностью данного вида самоуправления и спецификой его проявления в политическом и правовом плане.
По мнению одних специалистов, принципы местного самоуправления следует делить на общие и специальные, по мнению других – на организационные и правовые, по мнению остальных – на основные и дополнительные.
Специалисты в области права разделяют принципы местного самоуправления на следующие группы:
- во-первых, принципы общеправового характера, закрепленные в российской Конституции;
- во-вторых, принципы отраслевого характера, которые закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- в-третьих, принципы правовых институтов, качественно характеризующие группы отношений, возникающие в связи с местным самоуправлением. Примером таких принципов является принцип муниципальной службы, принцип формирования муниципального бюджета и так далее.
Принципы приоритетности свобод и прав гражданина и человека и законности
Признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности устанавливается Конституцией Российской Федерации. Содержание и смысл функционирования органов государственного и муниципального управления определяется правами и свободами гражданина и человека.
Реализация большей части прав и свобод гражданина осуществляется на муниципальном уровне, в том месте, где проживает человек, осуществляет различные виды деятельности, сама возможность осуществления которых зависит от деятельности органов муниципального управления.
Законность представляет собой основополагающий конституционный принцип российской государственности. Все органы власти любого уровня, в том числе и муниципального, обязаны действовать в соответствии с требованиями Конституции и законодательством Российской Федерации.
В основе данного принципа лежит требование функционирования и организации органов местного самоуправления в рамках законодательства. Государство как гарант местного самоуправления выступает также субъектом обеспечения соблюдения законности органами муниципального управления. В этом смысле речь идет о контроле соблюдения органами муниципального управления требований законодательства, а не о содержании принимаемых ими решений.
Принцип самостоятельности
Самостоятельность органов муниципального управления проявляется в следующих направлениях:
- во-первых, в организационном, подразумевающем обособленность органов муниципального управления от органов государственного управления;
- во-вторых, в структурном, подразумевающем самостоятельное формирование структуры органов муниципального управления;
- в-третьих, в экономическом, подразумевающем наличие муниципального бюджета, внебюджетных фондов, муниципальных налогов и сборов, возможности участия в кредитных отношениях.
Существенная значимость в системе местного самоуправления, реализующей принцип самостоятельности, принадлежит выборности должностных лиц и органов муниципального управления.
Органы муниципального управления независимы при принятии решений относительно осуществления политики развития муниципального образования.
Принцип организационной обособленности
Российской Конституцией гарантирована обособленность органов муниципального управления от органов государственного управления. При этом законодательство сохраняет за органами государственного управления право на передачу отдельных полномочий органам муниципального управления. Такая передача сопровождается предоставлением соответствующих финансовых и материальных ресурсов.
При этом реализацию данного принципа не следует рассматривать как полное отделение органов муниципального управления от государства. Данные органы входят в общую систему публичной власти в стране, а также тесно взаимодействуют друг с другом.
Органы муниципального управления располагают публично-властными полномочиями, выражающимися в праве издания правовых актов, осуществлении делегированных государственных полномочий.
Прочие принципы местного самоуправления
Также в число принципов местного самоуправления включаются следующие:
- во-первых, принцип разнообразия форм организации местного самоуправления, определяемых историческими и иными местными традициями;
- во-вторых, принцип сочетаемости демократии представительного и непосредственного характера. Законодательство гарантирует населению возможность осуществления местного самоуправления посредством прямого волеизъявления или посредством формирования органов муниципального управления;
- в-третьих, принцип ориентированности местного самоуправления на интересы населения муниципального образования. При решении вопросов, имеющих значимость для населения муниципального образования, приоритетной задачей является удовлетворение интересов этого населения;
- в-четвертых, принцип соразмерности полномочий и материальных и финансовых ресурсов муниципального управления. Законодательство предусматривает необходимость финансового обеспечения местного самоуправления в объеме, достаточном для осуществления его полномочий;
- в-пятых, принцип гарантированности местного самоуправления. Этот принцип выражается в гарантии права населения на осуществление местного самоуправления, установленной на уровне Конституции.