Территориально-организационные принципы местного самоуправления
Данный принцип установлен статьей 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с данным принципом осуществление местного самоуправления реализуется на территории всей страны в различных типах муниципальных образований, включая городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
Закон допускает возможность осуществления местного самоуправления на территории городских округов.
Законодательство регионального уровня выступает в качестве основания для наделения муниципальных образований статусами различных типов поселений. Установление границ муниципальных образований также осуществляется на региональном уровне.
Порядок изменения границ муниципального образования, преобразования и упразднения муниципальных образований регулируется региональным законодательством.
Определение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление
Установление границ муниципальных образований осуществляется в соответствии с рядом требований, к числу которых относятся:
- территория регионов России подлежит разграничению между городскими округами и поселениями. В состав территории поселений могут включаться сельские поселения, имеющие низкую плотность населения;
- муниципальные районы включают в свой состав территории всех поселений, в том числе территорий сельских населенных пунктов, имеющих низкую плотность населения;
- в состав территории поселения включают земли населенных пунктов, сложившиеся исторически, земли общего пользования, прилегающие к населенным пунктам, земли, используемые для традиционного природопользования, рекреационные земли, земли, предназначенные для развития населенных пунктов;
- городские округа формируются землями населенных пунктов, землями общего назначения, прилегающими к этим пунктом, рекреационными землями и землями, предназначенными для развития данных округов;
- земли вне зависимости от их целевого назначения и формы собственности включаются в состав территории поселений;
- территории городских поселений могут включать в свой состав по одному городу или поселку и территории, предназначенные для развития муниципальных образований;
- территория сельских поселений включает в свой состав обычно одно сельское поселение или поселок, численность населения которого превышает 1000 человек, и некоторое число сельских поселений, имеющих численность населения менее 1000 человек для каждого и объединенных общей территорией;
- сельские населенные пункты, имеющие численность населения, не превышающую 1000 человек, включаются в состав сельских поселений;
- сельские населенные пункты, имеющие численность населения, не превышающую 1000 человек, региональным законодательством могут наделяться статусом сельского поселения;
- города или поселки, расположенные на территории городских округов, имеющих общие границы с муниципальным районом, могут выступать в качестве административных центров муниципальных районов;
- установление границ сельских поселений, включающих в свой состав от двух населенных пунктов, учитывает пешеходную доступность административного центра, включая обратную дорогу, в течение рабочего дня для населения всех пунктов, включенных в состав поселения;
- территория населенных пунктов подлежит полному включению в состав поселений и городских округов;
- территории различных поселений не могут пересекаться;
- территории городских округов не включаются в территории муниципальных районов;
- при установлении границ муниципальных районов учитывается необходимость формирования условий для разрешения вопросов межпоселенческого характера органами муниципального управления муниципальных районов;
- установление границ городских округов учитывать необходимость формирования условий, обеспечивающих развитие инфраструктуры социального, транспортного и иного характера на территории муниципального образования;
- территории поселений полностью включается в состав муниципальных районов.
При разделении населенных пунктов, результатом которого становится несоответствие границ или утрата статуса муниципальных образований, одновременно требуется осуществление изменения границ и преобразование муниципальных образований.
Изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление
Муниципальные образования могут изменять свои границы в соответствии с законами регионального уровня. Инициативу по изменению границ территории муниципального образования могут выдвигать:
- во-первых, население муниципальных образований;
- во-вторых, органы муниципального управления;
- в-третьих, органы государственного управления регионального уровня;
- в-четвертых, органы государственного управления федерального уровня.
Порядок реализации инициативы населения относительно изменения границ муниципальных образований регулируется на федеральном и региональном уровне аналогично порядку выдвижения инициативы относительно проведения местного референдума.
В остальных случаях инициатива оформляется решением органов власти соответствующего уровня.
Для изменения границ муниципальных образований требуется согласие населения, выражаемое посредством голосования.
В качестве достаточного основания для изменения границ муниципального образования не может быть использовано сокращение численности населения сельского населенного пункта менее чем на 50% относительно установленного минимума.
Преобразование территорий муниципальных образований, на которых осуществляется местное самоуправление
Формами преобразования муниципальных образований является их объединение, разделение, смена статуса и так далее.
Преобразование территорий муниципальных образований оформляется региональным законодательством.
Для осуществления преобразования в форме объединения требуется согласие граждан, проживающих на территории каждого из объединяемых поселений.
При преобразовании в форме разделения учитывается мнение населения, выражаемое представительным органом муниципального управления – для муниципальных районов, или населения поселения.