Местное самоуправление на уровне региона
Территория современной Франции включает в состав 20 регионов, каждый из которых признается самоуправляемым территориальным коллективом. Правовой статус регионов определен в 1982 году. В соответствии с законодательством главное назначение регионов состоит в обеспечении социального, экономического, научного и культурного развития, обеспечение здравоохранения и мер по обустройству территорий, а также защиты самобытности на региональном уровне. Именно регионы выступают основой для осуществления реализации программ социально-экономического развития. Регионы имеют собственные бюджеты, осуществляют разработку планов социально-экономического развития, определяют особенности территориального устройства и стратегию развития инфраструктуры на региональном уровне. Также в состав полномочий на региональном уровне местного самоуправления включаются вопросы осуществления профессиональной подготовки, жилищного строительства, занятости и так далее.
Особенности функционирования власти на уровне регионов определяются национальным законодательством. Региональное управление должно осуществляться в рамках единой правительственной политики и не может угрожать территориальной целостности страны или единству государства.
Национальное законодательство Франции также регулирует вопросы взаимоотношений органов управления регионами с территориальными коллективами департаментов и коммун. Законодательством прямо установлена недопустимость подчинения одних территориальных коллективов другим, даже при условии передачи каких-либо полномочий. Однако на практике региональное управление зачастую имеет доминирующий характер, подкрепленный решением вопросов финансового дотирования территориальных коллективов, расположенных на территории региона.
На уровне региона формируются региональные советы, выполняющие функции представительного органа управления. Изначально избрание региональных советов осуществлялось посредством проведения косвенных выборов, то есть коллегиями выборщиков. В настоящее время избрание членов региональных советов осуществляется населением путем прямых всеобщих выборов. В основе формирования региональных советов находится пропорциональная избирательная система.
Деятельность региональных советов носит сессионный характер, проведение собраний осуществляется, как правило, не реже одного раза в квартал. В межсессионный период функции представительного органа регионального управления возлагаются на бюро, формируемое членами регионального совета.
Исполнительную власть на уровне региона представляет председатель регионального совета. Такой порядок используется сравнительно недавно – с 1982 года. Ранее исполнительную власть осуществлял префект региона, назначаемый центральной властью. На современном этапе развития местного самоуправления префект выполняет только контрольные функции.
Также система органов регионального управления включается экономический и социальный комитет, который призван давать заключения по определенным направлениям деятельности регионального совета в обязательном порядке.
Местное самоуправление на уровне департамента
Департаменты являются старейшими административно-территориальными единицами французского государства.
Централизованная власть Республики представляется в департаментах префектом, назначение которого осуществляет Президент. При этом департамент признается самоуправляющимся территориальным коллективом. В последние годы самоуправление на уровне департаментов получило значительное расширение полномочий. Исполнительная власть в департаменте выведена из полномочий префекта, назначаемого централизованной властью.
Компетенция органов местного самоуправления на уровне департамента включает в себя:
- во-первых, решение вопросов дорожного строительства и организации транспорта, кроме городского;
- во-вторых, решение вопросов социального обеспечения;
- в-третьих, решение вопросов организации здравоохранения.
Также на департамент возлагается и частичная ответственность за решение проблем в сфере экологии и просвещения. В компетенцию органов местного самоуправления департамента включается управления таким уровнем образования как колледжи.
На органы местного самоуправления департамента возлагаются функции координации деятельности органов местного самоуправления коммунного уровня. Департаменты обладают правом создания публичного агентства, обязанного оказывать различную помощь органам муниципального управления в коммунах. Эта помощь может носить материальный, финансовый и юридический или иной характер. Также департамент осуществляет распределение финансовых субсидий между коммунами.
Структура органов управления департамента включается представительный орган, именуемый генеральным советом, избираемый в ходе прямых всеобщих выборов, исполнительный орган в лице председателя генерального совета и его заместителей.
Местное самоуправление в коммуне
Коммуны представляют собой базовые административно-территориальные единицы Французской Республики.
Отличительной особенностью данного территориального коллектива по сравнению с другими уровнями этих коллективов является отсутствие в них назначаемых Правительством чиновников. Выполнение функции представительства от Правительства на уровне коммуны возлагается на мэра коммуны, обладающего двойственным статусом. Мэр одновременно является представителем государственной власти и местного самоуправления.
Избрание мэра осуществляется представительным органом местного самоуправления коммуны, то есть муниципальным советом. Порядок формирования муниципального совета определяется численностью населения коммуны. Главное требование к численности членов муниципального совета состоит в ее нечетности, позволяющей избегать равенства голосов в спорных вопросах.