Значение борьбы с коррупцией в местном самоуправлении
Сегодня отечественная система публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях характеризуется такой негативной чертой, как коррупция. Коррупция выступает существенной преградой:
- обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и ее отдельных территорий;
- обеспечения роста конкурентоспособности экономики страны на международной арене;
- обеспечения благосостояния населения.
Действующая система публичного управления государством на всех уровнях подвержена коррупционным тенденциям, что обусловлено сложной системой факторов и условий экономического, нравственного, идеологического и другого характера, а также недостатками в системе организации осуществления публичного управления в государстве, в том числе на местном уровне, в частности отсутствием эффективной системы противодействия коррупции.
Коррупция – это сложное социально-правовое негативное явление, противодействие которому требует взаимодействия органов публичного управления и институтов гражданского общества, основанного на эффективной антикоррупционной политике.
С принятием в 2008 г. федерального закона о противодействии коррупции, рассматриваемое понятие получило нормативное закрепление. Так, понятием коррупция охватываются следующие противоправные деяния:
- действия или бездействие, представляющие собой злоупотребление должностным положением;
- действие по даче или принятию взятки;
- действия или бездействие, представляющие собой злоупотребление полномочиями;
- подкуп коммерческого характера;
- другое неправомерное использование собственного должностного положения, противоречащее общественным и государственным законным интересам, для получения выгоды имущественного характера для себя и для иных лиц.
Определение коррупции характеризует ее как частные противоправные деяния, не раскрывая ее сути как негативного социального явления. При этом очевидно, что коррупция является системной характеристикой современного общества, оказывающей разрушающее воздействие на государственно-правовые институты, когда исполнение законных полномочий превращается в извлечение собственной выгоды вопреки общественным и государственным интересам.
Корни коррупции в публичном управлении кроются в том, что должностным лицам предоставлена возможность распоряжения материально-финансовыми и иными ресурсами, принадлежащими обществу и государству, посредством принятия управленческих решений. При подмене общественных и государственных интересов личными корыстными целями должностного лица осуществление полномочий превращается в коррупционное извлечение личной выгоды.
Характеристика коррупции в местном самоуправлении
Поскольку коррупция характеризуется как системная черта современного общественно-государственного устройства, местному самоуправлению не удалось избежать негативного влияния этого социального явления. Наиболее подвержены коррупции крупные муниципальные образования, где наличествует разветвленная система управления. Кроме того, практика анализа коррупции в публичном управлении свидетельствует о том, что наиболее подвержены коррупции те области публичного управления, в которых законодательное регулирование характеризуется пробельностью или неоднозначностью, где прямо не определены полномочия должностных лиц, не конкретизирован их статус, не предусмотрены административные процедуры оказания населению муниципальных услуг и др.
Наиболее эффективными средствами противодействия коррупции являются средства правового характера. Под такими средствами следует понимать нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции, которое устанавливает меры, инструменты и приемы противодействия коррупции. При этом важно подчеркнуть, что любые правовые средства должны обеспечиваться правореализационной практикой.
В области самоуправления местным сообществом наиболее эффективным средством борьбы с коррупцией следует признать открытость управленческой деятельности. Так, информация о процедуре и способах реализации управленческих полномочий должностными лицами и органами муниципального образования должна быть доведена до сведения местного сообщества. Кроме того, в открытом доступе должны содержаться сведения, характеризующие результаты реализации управленческих полномочий должностными лицами и органами местного самоуправления. Такая информация должна носить характеризоваться объективностью и доступностью.
Кроме того, населению должны быть разъяснены инструменты обжалования незаконных действий должностных лиц и органов местного самоуправления. Другим направлением противодействия коррупции на местном уровне является установление запретов и ограничений в отношении лиц, которые осуществляют муниципальную службу. Так, в соответствии с международными документами ограничения прав человека допускаются в случаях их установления законом для обеспечения уважения прав других людей и удовлетворения требований справедливости, общественного порядка и пр.
Таким образом, обоснованными и законными являются ограничения, устанавливаемые в отношении муниципальных служащих, когда такие ограничения обеспечивает соблюдение прав и свобод населения. Федеральным законодательством о муниципальной службе установленным квалификационные требования к муниципальным должностям, в частности требования к профессиональному образованию и опыту в области муниципальной службы, к опыту работы по соответствующей специальности, а также к иным профессиональным знаниям, умениям, которые будут необходимы муниципальному служащему для реализации с твоей трудовой функции.
Кроме образовательного ценза, в отношении муниципальных служащих установлены следующие ограничения:
- недопустимость занятия должностей муниципальной службы лицами, которые осуждены к уголовному наказанию, исключающему возможность осуществления должностных полномочий;
- недопустимость занятия должностей муниципальной службы лицами, которые отказались от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну;
- недопустимые занятия должности муниципальной службы лицами, в чьем близком родстве или свойстве находятся высшее должностные лица муниципального управления, когда замещение должности предполагает непосредственную подчиненность и др.