Становление менеджмента государственного управления
Менеджмент в государственном управлении появился в семидесятые годы XX века как результат развития школы государственной политики.
Изначально в основе менеджмента государственного управления находилось признание важности стратегий, реализуемых высшими должностными лицами государства.
Менеджмент в государственном управлении в настоящее время основан на институциональном ситуационном анализе, направленном на исследование управленческих процессов и подготовку государственных служащих.
Фактически система управления государством перешла от государственного управления к менеджменту в государственном управлении, что означало отказ от традиционного институционального подхода к управлению государством в пользу изучения реально существующих управленческих процедур, использования современных методов подготовки управленческих решений на уровне государства и практики их реализации. В настоящее время государственное управление все чаще обозначается термином государственный менеджмент, акцентирующим внимание на необходимости использования современных управленческих технологий для управления государством и росте значимости рыночных отношений в государственном секторе экономики.
Основу менеджмент в государственном управлении составили исследования американских специалистов Дэвида Осборна и Тэда Геблера. Данные специалисты выпустили труд под названием «Перестройка правительства», в котором они выполнили анализ недостатков бюрократической модели управления государством, предложили необходимые и желательные изменения, осуществление которых необходимо было проводить на всех уровнях государственного управления, начиная от федерального и заканчивая муниципальным.
Менеджмент в государственном управлении представляет собой процесс управленческий процесс, реализуемый в рамках органов государственного управления, совокупность научных знаний о таком управлении, само искусство управления и наличие соответствующего набора навыков у персонала государственного управления.
Менеджмент в государственном управлении предполагает реализацию следующих основных функций: планирования, организации, координации, мотивации и контроля.
Менеджмент в государственном управлении ориентирован на улучшение эффективности его организации. В основе такой эффективности находятся следующие постулаты:
- во-первых, поддержание дискуссий относительно приспособленности программ и целей соответствующих агентств и министерств, в подчинении которых они находятся;
- во-вторых, сравнение измерительных механизмов повышения эффективности менеджмента в государственном управлении;
- в-третьих, формирование информационной базы для мониторинга и оценки эффективности менеджмента в государственном управлении;
- в-четвертых, изучение расходов и их соответствия результатам по каждому направлению расходования бюджетных средств;
- в-пятых, сравнение эффективности деятельности аналогичных по характеру органов государственного управления.
Принципы перестройки государственного управления в систему менеджмента государственного управления
В основе перехода от бюрократической системы государственного управления к применению современных управленческих методов находится восемь основных принципов, к числу которых относятся:
- стимулирующее управление, суть которого состоит в принятии управленческих решений и их реализации, а не упреках;
- управление, обращенное на общество, суть которого состоит не в службе, а в уполномочивании; в-третьих, конкурирующее управления, суть которого состоит в обеспечении конкуренции в сфере оказания государственных услуг;
- миссия управления, сущность которой состоит в перестройке управления на его подчинение достижению определенного результата;
- ориентированность управления на потребителя, сущность которого состоит в приоритете первичных потребностей население государства, а не органов управления им;
- предпринимательство в управлении, сущность которого состоит в приумножении доходов государства, а не расточительстве его средств;
- предусмотрительность в управлении, сущность которого состоит в приоритете профилактики по отношению к устранению проблем;
- децентрализованность управления, сущность которой состоит в иерархической системе управления и организации работы в команде.
Заимствование опыта менеджмента в государственном управлении у иностранных государств
Система менеджмента в государственном управлении иностранных государств имеет более длительную историю по сравнению с российской, а, следовательно, достойна изучения и заимствования. Признанными лидерами в данной сфере являются такие государства как Соединенные Штаты Америки и Японии. К государственным служащим данных странах предъявляются высокие требования, результатом которых является передовая роль этих государств в мировом сообществе.
Для современной японской государственной службы двумя главными показателями является минимум стоимости и максимум эффективности. Минимум стоимости обеспечивается уменьшением численности органов государственного управления и министров, а также общей численности государственных служащих. Максимум эффективности государственного управления Японии достигается посредством создание элитарной государственной службы, привлекающей в свои ряды яркие таланты и незаурядные умы государства. Такое привлечение обеспечивается посредством проведения конкурсных экзаменов для отбора государственных служащих.
В Соединенных Штатах Америки такой метод отбора государственных служащих как конкурс применяется, начиная с 1983 года. В настоящее время 90 процентов американских государственных служащих федерального уровня отобрано на основе конкурса.