Механизмы государственного управления территорией опережающего развития – это совокупность инструментов и действий органов государственной власти, направленных на обеспечение устойчивого и ускоренного развития стратегически важных территорий и видов деятельности в рамках территории опережающего развития, способствующих привлечению российских и иностранных инвестиций.
Сущность и назначение территории опережающего развития
Территория опережающего развития представляет собой экономическую зону, наделенную льготными налоговыми условиями, упрощенным порядком осуществления административных процедур и иными привилегиями, предоставляемыми с целью привлечения инвестиционных ресурсов, ускорения экономического развития и повышения качества и уровня жизни населения. Территория опережающего развития формирует условия для осуществления бизнеса.
Размещение таких территорий в пределах государства требует формирования инфраструктуры и предоставления льгот, за счет которых на этих территориях создаются крупные хозяйствующие субъекты, призванные выступать в качестве инструмента развития экономики.
Инициатива по созданию территорий опережающего развития была выдвинута российским Президентом в конце 2013 года. Такие территории подлежали размещению в Сибири и на Дальнем Востоке. В конце 2014 года был принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», который определил правовые основы регулирования данного вида льготных территорий.
Характеристика модели управления территорией опережающего развития
Территории опережающего развития в силу своей специфики требуют особого подхода к организации управления ими со стороны органов государственной власти. Управление территориями опережающего развития следует осуществлять посредством гибкой системы, воплощенной в модели, имеющей два канала обратной связи.
Эта модель ориентирована на создание желаемого образа будущего территории опережающего развития, выраженного через систему целевых индикаторов управления территорией опережающего развития. Динамика этих показателей подлежит отслеживанию с помощью центров обработки информации, которые передают необходимую информацию через положительную обратную связь в виде механизмов саморазвития и развития, через отрицательную обратную связь в виде механизмов корректировки или стабилизации развития территории опережающего развития.
Основное назначение положительной обратной связи состоит в выборе направления развития в точке бифуркации и переводе развития территории опережающего развития на новый тренд, обеспечивающий энергетическую самоорганизацию. Значимость обратной связи выражается в возможности удерживать развитие территории опережающего развития в границах заданного тренда в течение определенного промежутка времени, формируя условия для кибернетической саморегуляции.
Стратегия государственного управления территорией опережающего развития
Территория опережающего развития выступает в качестве инструмента стратегического государственного управления, ориентированного на привлечение зарубежных и российских инвестиций для развития приоритетных с точки зрения государственной власти регионов страны и видов деятельности.
Государство рассматривает территорию опережающего развития в качестве инструментария отраслевого и межотраслевого характера, обеспечивающего развитие региональной и национальной экономики.
Стратегический подход к управлению развитием территории опережающего развития ориентирован на реализацию долгосрочной политики, формирующей благоприятные условия для привлечения инвестиций, обеспечение ускорения социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизни и деятельности лиц, населяющих эту территорию. В стратегическом плане государственные власти ориентированы на формирование правовой базы, способной обеспечить гарантии российским и иностранным инвесторам по защите их интересов и финансовых ресурсов, инвестируемых в развитие территории опережающего развития.
Стратегия государственного управления территорией опережающего развития подразумевает использование следующих инструментов:
- во-первых, применение системы льготных условий арендной платы для резидентов территории опережающего развития за пользование недвижимым имуществом, принадлежащим управляющей компании на праве аренды или собственности;
- во-вторых, формирование системы налоговых льгот для резидентов территории опережающего развития;
- в-третьих, приоритетное обеспечение резидентов территории опережающего развития услугами объектов коммунальной, инженерной, транспортной инфраструктуры;
- в-четвертых, предоставление государственных услуг резидентам территории опережающего развития;
- в-пятых, применение по отношению к резидентам территории опережающего развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Технологии управления территорией опережающего развития
Технологии управления территорией опережающего развития включают в себя следующие элементы:
- во-первых, перевод земель из одних категорий в другие;
- во-вторых, установление регламентов технического характера;
- в-третьих, установление санитарных правил и норм;
- в-четвертых, осуществление градостроительного планирования территории опережающего развития;
- в-пятых, решение вопросов государственной строительной экспертизы и надзора;
- в-шестых, решение вопросов технических условий и платы за присоединения технологического характера;
- в-седьмых, привлечение квалифицированных кадров для обслуживания резидентов территории опережающего развития;
- в-восьмых, организация упрощенных таможенных процедур;
- в-девятых, организация образовательные медицинской деятельности на территории опережающего развития;
- в-десятых, установление налоговых льгот и так далее.