Причины изменений механизма государства
Механизм государства – это комплекс органов публичного управления, а также учрежденных публично-правовыми образованиями организаций и учреждений, функционирование которых в рамках, установленных законом, обеспечивает реализацию функций публичного управления.
История развития публичного управления обуславливает и историю изменения содержания категорий государства и механизм государства.
Категория государства в его современном понимании в отличие от первых государственных образований характеризуется следующими отличительными признаками:
- сегодняшние государства характеризуются установлением легитимной и легальной государственной власти, которая находит выражение в механизме государства, обеспечивающем функции управления, принуждения и правосудия. При этом механизм государства не совпадает с населением, он обособлен от него и действует в интересах населения посредством реализации представительных форм демократии;
- современное государство характеризуется монополией на законное принуждение в отношении населения посредством функционирования специальных органов публичного управления и реализации специальных процедур, закрепленных в законодательстве;
- суверенитет публичной власти в современном государстве обеспечивает независимость государства в международных отношениях, а также во внутренней политической жизни по отношению к другим субъектам политической системы;
- современные государства как универсальный регулятор общественных отношений используют инструменты правотворчества и др.
Указанные процессы эволюции государства от начала его становления до сегодняшнего момента предопределяют и изменения категории государственного механизма. Сегодня механизм государства в самом общем виде можно охарактеризовать как специально институт публичного управления, посредством которого реализуется функционирование государственных органов, организаций и должностных лиц для решения управленческих задач.
Структура механизма государства
Механизм государства как комплекс органов должностных лиц и органов публичного управления, организаций, учрежденных публично-правовыми образованиями, для обеспечения реализации целей и задач публичного управления, включает следующие элементы:
- наличие институтов и инструментов, реализующих задачи и функции публичного управления. Это должностные лица органов публичного управления и служащие, обеспечивающие их работу, а также организации и учреждения, образованные государством для решения управленческих задач;
- структура механизма государства строится на принципах системности и иерархичности. Все элементы механизма государства взаимосвязаны друг с другом, находятся в состоянии подчинения высших органов низшим;
- деятельность государственного механизма по реализации функций публичного управления невозможна без аккумулирования и использования необходимых материальных, организационных и иных ресурсов.
Изменения механизма государства с целью повышения его эффективности
Механизм государства как система органов публичного управления, а также вспомогательных элементов в виде организаций, учреждений должна выстраиваться в современном государстве исходя из запросов современного общества и, соответственно, текущих целей и задач публичного управления в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Процесс реформирования системы административного управления во многих странах носит перманентный характер, и его реализация предполагает постоянное повышение качества и оперативности решаемых государством задач управления.
К числу наиболее острых проблем обеспечения эффективности функционирования механизма государства традиционно относят оптимальное распределение полномочий публичного управления между различными структурами государственного управления.
Функциональную сторону механизма государства образует непосредственно государственный аппарат: это система органов публичного управления, которая учреждается и функционирует для реализации публичной власти в обществе. Дл обеспечения решения задач публичного управления механизм государства должен быть ориентирован на эффективное бесперебойное функционирование, что, в первую очередь, взаимосвязано со своевременными его изменениями в ответ на изменение общественно-политической жизни и требований социально-экономического развития.
Сегодня в качестве приоритетного направления для изменения механизм государства во всех развитых странах рассматривается информатизация процесса управления, повышения открытости и прозрачности принятия управленческих решений и их реализация. В частности, важнейшее значение приобретает введение инструментов электронного предоставления государственных и муниципальных услуг населению, в том числе в сфере судебной защиты прав.
Итак, информатизация процессов управления с точки зрения изменения механизма государства требует утверждения следующих принципов функционирования механизма государства:
- открытость информации в отношении реализации функций публичного управления, которая предполагает размещение на официальных информационных ресурсах публичного управления отчетных сведений о функционировании органов и должностных лиц публичного управления, а также государственных организаций и учреждений;
- внедрение в публичное управление качественных государственных информационных инструментов, позволяющих эффективно и оперативно решать управленческие задачи;
- обеспечение поддержания каналов взаимодействия с населением через использование информационных технологий при перманентном повышении информационной культуры личности и пр.
Изменение государственного механизма в связи с необходимостью внедрения информационных технологий в публичное управление требует разработки стратегии информатизации публичного управления в целом и по отдельным направлениям.