Массовое сознание – это один из феноменов, выступающий объектом исследования различных научных дисциплин (психологии, социологии, философии, политологии) в качестве обозначения шаблонного и деперсонализированного сознания рядового населения в развитом индустриальном обществе, сформированного под влиянием стереотипов массовой культуры и средств массовой информации.
Массовое сознание – это форма дотеоретического миропонимания, основанная на сходности жизненного опыта людей, входящих в состав однотипных структур практической деятельности и занимающих одинаковое место в рамках социальной иерархии.
Сущность традиционного массового сознания
В традиционном смысле массовое сознание представляет собой специфический вид общественного сознания, широко распространившийся в современном обществе. Массовое сознание определяется не своими гносеологическими свойствами (содержанием, уровнем, качеством отражения реальности), а специфическими свойствами его субъекта (носителя). В качестве носителя массового сознания выступают не те или иные группы общества (нации, классы и прочее), а особая совокупность (общность, множество) индивидов, которую именуют массой. Наиболее типичные примеры массы:
- участники движений политического, социокультурного или иных движений;
- аудитории каналов и средств массовой информации;
- потребители услуг и товаров, имеющих социальную «окраску»;
- члены любительских клубов и ассоциаций, сформированных по интересам;
- «фанаты» спортивных команд.
Сущность архаичного массового сознания
Архаичное массовое сознание – это результат процесса заполнения образовавшегося «культурного вакуума» отжившими в историческом смысле формами культурной жизни.
В основе концепции архаизма можно рассматривать методологию его анализа, предложенную А.С. Ахиезером. С его точки зрения, архаизация является результатом следования исторически сложившимся культурным программам, формирование которых осуществлялось в более простых условиях, и соответственно не отвечает современным, более сложным условиям.
Архаизация получает трактовку регресса, попытки частично или полностью осуществить возврат к догосударственным формам деятельности и культуры, при которых в основе отношений находятся эмоции людей, имеющих ограниченный только знакомыми им людьми кругозор, а следовательно, не осознающими ценности развития.
Причиной возникновения архаичного массового сознания могут выступать реформы, активизация либерально-модернистской культуры. Архаичное массовое сознания обладает высокой энергетической ценностью, обусловленной массовостью носителей, способных противостоять реформам, привести к уничтожению государства.
Возврат к архаичным формам существования обусловлен стремительным ростом скорости изменения привычных форм жизни, моральных, социальных и религиозных устоев, ценностей, следствием которой является дезориентация населения, зарождение чувства страха и неуверенности.
Сущность современного массового сознания
В той или иной мере существование массового сознания допускается в любой период развития общества, не является исключением и современный этап такого развития. Безусловно, влияние современных технологий, открытость границ, широта взглядов способствует противостоянию формированию массового сознания. Однако существует ряд факторов, способствующих формированию массовых настроений, а, следовательно, и массового сознания.
К числу таких факторов можно отнести:
- во-первых, низкий уровень образованности населения, формирующий ограниченную систему взглядов и подверженность чужому, не всегда адекватному влиянию;
- во-вторых, развитие средств манипулирования массовым сознанием, обеспечивающих насаждение тех или иных точек зрения на события, их трактовку;
- в-третьих, расширение спектра способов воздействия на массовые настроения, усиливающие воздействие на формирование массового сознания.
Одним из наиболее значимых средств формирования массового сознания на современном этапе развития общества выступают средства массовой информации, воздействие на общественное мнение для которых является ведущей функцией. Представители современного общества не могут уклониться от влияния на них средств массовой информации. Современные системы взаимодействия и коммуникации предполагают постоянное использование различных средств, применение которых обеспечивает погружение личности в общественные проблемы, их трактовку со стороны средств массовой информации.
Считается, что современный человек менее подвержен влиянию тех или иных факторов, способствующих формированию массового сознания. Однако во многих людях еще сохранилась способность верить тому, что преподносят средства массовой информации. Кроме того, современные средства массовой информации характеризуются жестким и качественным способом подачи материала, вызывающим доверие за счет своей нарочитой правдоподобности и избыточной откровенности.
Средства массовой информации в манипулировании массовым сознанием выходят за рамки беспристрастности подачи информации, вступая в открытую конфронтацию то с обществом, то с государством. В настоящее время практически ни одно средство массовой информации не придерживается нейтралитета при трактовке общественных событий.
Стремление к манипулированию массовым сознанием наблюдается со стороны любого участника общественных отношений. Государство использует массовое сознание для формирования системы поддержки собственной политики, средства массовой информации манипулируют населением для получения более высокого рейтинга, а, следовательно, и больших рекламных бюджетов.
В борьбе за массовое сознание используются разнообразные способы, зачастую не имеющие под собой нравственной основы, однако способные приносить их пользователям реальные дивиденды.