Контрольно-счетный орган региона – это орган государственного управления регионального уровня, призванный реализовать государственный финансовый контроль на уровне региона в отношении средств бюджета регионального уровня, а также территориальных государственных внебюджетных фондов.
Характеристика статуса контрольно-счетного органа регионального уровня
Контрольно-счетный орган регионального уровня представляет собой орган государственного финансового контроля внешнего назначения, действующий на постоянной основе и образуемый представительным органом государственного управления регионального уровня.
Данный орган государственного финансового контроля подотчетен представительному органу государственного управления регионального уровня.
Контрольно-счетный орган регионального уровня наделен функциональной и организационной независимостью и обладает правом самостоятельного осуществления своей деятельности. Законодательство не допускает возможность приостановки деятельности контрольно-счетного органа.
Региональный контрольно-счетный орган наделяется правами юридического лица.
Конституция или устав региона определяют наименование, состав полномочий и порядок функционирования контрольно-счетного органа регионального уровня.
Принципиальные основы функционирования контрольно-счетных органов регионального уровня включают в себя следующие составляющие:
- во-первых, законность;
- во-вторых, объективность;
- в-третьих, эффективность;
- в-четвертых, независимость;
- в-пятых, гласность.
Структура контрольно-счетного органа регионального уровня
Структура контрольно-счетного органа регионального уровня включает в себя:
- председателя данного органа;
- аудиторов данного органа;
- аппарат данного органа.
На усмотрение региона в состав данного органа может также включаться заместитель председателя.
Указанные должности включаются в состав государственных должностей регионального уровня.
Законодательством региона определяется срок полномочий должностных лиц контрольно-счетного органа регионального уровня с учетом того, что срок таких полномочий не может превышать срока полномочий органа регионального управления представительного характера.
Структура контрольно-счетного органа регионального уровня также определяется региональным законодательством. Состав аппарата контрольно-счетного органа регионального уровня включает инспекторов и других штатных работников. Инспекторы организуют и непосредственно проводят внешний государственный финансовый контроль в пределах компетенции рассматриваемого органа.
Численность сотрудников регионального контрольно-счетного органа определяется региональным законодательством.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов функционирования контрольно-счетные органы регионального уровня могут образовывать коллегиальный орган.
Состав полномочий контрольно-счетных органов регионального уровня
Федеральное законодательство закрепляет четкий состав полномочий контрольно-счетных органов регионального уровня. К числу этих полномочий относятся следующие:
- осуществление контроля исполнения регионального бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- проведение экспертизы законопроектов по вопросам регионального бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- проведение внешней проверки годового отчета исполнения регионального бюджета, годового отчета исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- организация и реализация контрольной деятельности в отношении законности, результативности, выражающейся в эффективности и экономности использования бюджетных средств регионального уровня, бюджетов государственных территориальных внебюджетных фондов и других источников, которые предусмотрены российским законодательством;
- контроль соблюдения предусмотренного законодательством порядка распоряжения и управления государственным имуществом, являющимся собственностью регионов, включая охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, находящиеся в региональной собственности;
- проведение оценки эффективности применения налоговых и других преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств регионального бюджета, а также проведение оценки законности получения государственных поручительств и гарантий или обеспечения исполнения бюджетных обязательств иными способами по сделкам, которые совершаются хозяйствующими субъектами за счет средств регионального бюджета и имущества, являющегося государственной собственностью региона;
- проведение финансово-экономической экспертизы законопроектов регионального уровня и иных нормативно-правовых актов органов государственного управления регионального уровня в части, регулирующей расходные обязательства региона и государственные программы регионального уровня;
- проведение анализа бюджетного процесса в регионе и подготовка предложений, призванных обеспечить его совершенствование;
- осуществления контрольной деятельности законности, результативности, выражающейся в эффективности и экономности использования трансфертов межбюджетного назначения, подлежащих предоставлению из регионального бюджета муниципальным бюджетам муниципальных образований, находящихся на территории региона, а также проведения проверки муниципальных бюджетов во всех случаях, которые предусмотрены Бюджетным кодексом России;
- осуществление подготовки сведений относительно хода исполнения бюджета региона, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, относительно результатов проведения мероприятий экспертно-аналитического и контрольного характера и предоставления этих сведений в органы государственного управления регионального уровня представительного характера и высшим должностным лицам региона;
- принятие участия в мероприятиях, которые направлены на противодействие коррупции в пределах установленных законом полномочий;
- осуществление иных полномочий в рамках финансового государственного контроля.