Контроль в системе государственного управления – это специальное направление государственного управления и соответствующая целенаправленная нормативно урегулированная деятельность должностных лиц и органов государственного управления по обеспечению законности в подконтрольной сфере и достижению ожидаемых итогов воздействия субъекта контроля на подконтрольный объект для гарантирования соблюдения интересов личности, общества и государства.
Значение контроля в системе государственного управления
Контроль в системе государственного управления решает задачу обеспечения законности и целесообразности функционирования подконтрольных объектов для обеспечения интересов личности, общества и государства.
Как деятельность контроль в системе государственного управления представляет собой реализацию системы наблюдения и проверки должностными лицами и органами государственного управления процесса функционирования соответствующего объекта контроля для устранения отклонений от параметров надлежащего функционирования.
Предмет контроля в системе государственного управления составляет деятельность органов государственного и муниципального управления, коммерческих организаций, общественных и иных некоммерческих организаций, населения по исполнению требований нормативно-правовых актов, а также итогов такой деятельности, в том числе законности и эффективности методов, способов и инструментов, которые используют названные субъекты для осуществления своих обязанностей.
Значение государственного контроля заключается в обеспечении предупреждения и устранения отклонений функционирования подконтрольных субъектов государственного управления от тех целей и задач, которые ставит перед собой система управления. В том случае, когда по результатам реализации контрольных мероприятий выявляется злоупотребление, контроль решает задачи приведения подконтрольного объекта надлежащее состояние.
Виды и субъекты контроля в системе государственного управления
Классификация контроля в системе государственного управления проводится отечественной теории по разным критериям. Так, в частности, в зависимости от субъекта, реализующего функцию контроля в системе государственного управления, выделяют:
- международный контроль;
- государственный контроль;
- общественный контроль;
- частный контроль.
Международный контроль осуществляется субъектами, уполномоченными международным сообществом на реализацию контрольной деятельности в конкретной сфере.
Непосредственно государственный контроль реализуется уполномоченным должностным лицом или органом государственного управления в соответствующей сфере общественных отношений.
Общественный контроль реализуется институтами гражданского общества, в том числе общественными организациями и отдельными гражданами.
Частный контроль осуществляется организациями и физическими лицами, которые осуществляют профессиональную контрольную деятельность, например, аудиторскую.
Принципы контроля в системе государственного управления
Принципы контроля в системе государственного управления можно определить как нормативно установленные, научно и практически обоснованные исходные организационные, правовые и политические начала, которые определяют цели, задачи и процедуру реализации контрольной деятельности субъектами контроля.
Систему принципов государственного контроля составляют:
- общие принципы, к числу которых относятся универсальные принципы организации и реализации государственного управления;
- специальные принципы, которые определяют основы организации и технологии реализации контрольной деятельности.
В частности, к числу общих принципов относятся:
- законность как общеправовой принцип, который опосредует состояние соблюдения всеми субъектами правоотношений требований закона;
- уважение прав личности. Названный принцип предполагает приоритет прав личности в деятельности должностных лиц и органов государственного управления, в том числе при реализации государственного контроля и др.
К числу специальных (процедурных) принципов осуществления контроля в системе государственного управления относят:
- объективность. Это предполагает, что субъекты государственного контроля должны исследовать фактические обстоятельства, не допуская дискриминации, субъективного отношения;
- непрерывность. Названный специальный принцип предполагает, что контроль реализуется перманентно, целенаправленно, то есть контрольная деятельность требует планирования и регулярности реализации контрольных мероприятий;
- целенаправленность. Названный принцип предполагает, что планирование реализации контрольной деятельности подчинено четко установленным целям и задачам. Иными словами, контрольная деятельность утверждается и реализуется для решения конкретных управленческих проблем в соответствующей сфере общественной жизни и др.
Технологии контроля в системе государственного управления
К числу основных технологий контрольной деятельности в системе государственного управления можно отнести следующие:
- проверка. Названная технология предполагает проверку уполномоченными субъектами соответствие деятельности подконтрольных субъектов требованиям закона и подзаконных актов. Так, например, специальным органом публичного управления осуществляются контрольные мероприятия в сфере соблюдения прав потребителей субъектами розничной торговли;
- мониторинг. Это технология контроля в системе государственного управления предполагает непрерывное наблюдение, оценку и прогноз состояния подконтрольного объекта. Иными словами, в число задач государственного контроля входит не только выявление конкретных правонарушений, но и противодействие причинам и условиям, которые способствуют неправомерному поведению подконтрольных субъектов;
- пресечение неправомерного поведения. Названная технология предполагает реализацию контрольными субъектами действий для прекращения неправомерного поведения;
- устранение последствий неправомерного поведения.