Контроль и ревизия государственных (муниципальных) учреждений – это действия по реализации контрольных полномочий органов власти в отношении деятельности государственных и муниципальных учреждений.
Полномочия контролирующих органов при проверке государственных и муниципальных учреждений
Контролирующие органы в соответствии с российским законодательством наделяются следующими полномочиями при осуществлении контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений:
- во-первых, контроль соблюдения норм права, обеспечивающих регулирование бюджетных правоотношений, публичные нормативные обязательства и обязательства по другим выплатам в пользу физических лиц из бюджетной системы, а также соблюдения муниципальных и государственных контрактов, соглашений и договоров относительно предоставления средств из бюджетной системы;
- во-вторых, контроль достоверности, полноты и соответствия бюджетной отчетности требованиям законодательства, а также отчетов об исполнении бюджета;
- в-третьих, контроль иных сфер, предусмотренных законодательством.
Контрольные полномочия подразумевают:
- во-первых, проведение проверок, ревизий, анализа, мониторинга, обследований в ходе осуществления мероприятий контрольного и экспертно-аналитического характера в соответствии с требованиями законодательства;
- во-вторых, направление государственным и муниципальным учреждениям предписаний и представлений;
- в-третьих, направление органам финансового контроля уведомлений относительно применения бюджетных мер принуждения;
- в-четвертых, осуществление административного производства по соответствующим правонарушениям.
Порядок реализации полномочий контролирующих органов определяется федеральным законодательством, региональным законодательством и муниципальными правовыми актами.
Методы контроля в отношении государственных и муниципальных учреждений
В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации под методами государственного контроля понимает такие методы, как:
- проверка;
- ревизия;
- обследование.
Метод проверки подразумевает осуществление контрольных действий, направленных на фактическое и документальное изучение законности совершения отдельных хозяйственных и финансовых операций, достоверности данных бухгалтерского бюджетного учета и бюджетной отчетности государственных и муниципальных учреждений, а также бухгалтерской финансовой отчетности за определенный период.
Проверки делятся на следующие виды:
- камеральные;
- выездные;
- встречные.
Камеральная проверка представляет собой проверку, осуществляемую по месту нахождения органа финансового контроля на основе бюджетной или бухгалтерской отчетности, а также иных документов, представленных по запросу контролирующего органа государственными и муниципальными учреждениями.
Выездная проверка представляет собой проверку, осуществляемую по месту нахождения проверяющего органа или государственного и муниципального учреждения с целью определения фактического соответствия осуществленных операций данным бюджетной и бухгалтерской отчетности, а также первичной документации.
Встречная проверка представляет собой проверку, осуществляемую в рамках камеральной или выездной проверки с целью установления или подтверждения фактов, характеризующих деятельность государственного или муниципального учреждения.
Метод ревизии подразумевает осуществление комплексной проверки деятельности государственных и муниципальных учреждений, состоящей в проведении контрольных действий по фактическому и документальному изучению законности всех совершенных хозяйственных и финансовых операций, правильности и достоверности их отражения в бюджетной и бухгалтерской отчетности.
По результатам проверки и ревизии оформляется соответствующий акт.
Метод обследования представляет собой оценку и анализ состояния определенной сферы деятельности государственного и муниципального учреждения. По результатам обследования составляется заключение.
Ревизия деятельности государственных и муниципальных учреждений
Ревизия представляет собой метод контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений на предмет соблюдения законодательства, порядка отражения в учете и отчетности фактов финансово-хозяйственной деятельности. Осуществление ревизии возлагается на уполномоченных должностных лиц, именуемых ревизорами.
Ревизия подразумевает проведение контрольных мероприятий в отношении всех операций государственных и муниципальных учреждений, использование разнообразных способов и приемов, включая сверку документации, встречные проверки с иными организациями и учреждениями и так далее.
В ходе ревизии деятельности государственных и муниципальных учреждений можно выделить следующие направления:
- проверка исполнения смет расходов;
- проверка обоснованности расчетов сметных показателей;
- проверка соблюдения целевого характера расходования бюджетных средств;
- проверка обеспечения сохранности материальных ценностей и денежных средств;
- проверка финансовой дисциплины и соблюдения норм законодательства при ведении учета и составлении отчетности;
- проверка обоснованности формирования и расходования бюджетных и внебюджетных средств;
- проверка обоснованности операций с ценами бумагами, денежными средствами, кредитными ресурсами;
- проверка операций с нематериальными активами и основными средствами;
- проверка своевременности и полноты расчетов с внебюджетными фондами и бюджетами;
- проверка расчетов по заработной плате;
- проверка обоснованности затрат текущего и капитального характера;
- проверка формирования финансовых результатов и порядка распределения прибыли.
К числу особых характеристик ревизии как метода контроля можно отнести следующие:
- во-первых, использование разнообразных источников информации при проведении проверки;
- во-вторых, последующий характер проведения проверки;
- в-третьих, применение разнообразных контрольно-ревизионных процедур и методических приемов;
- в-четвертых, конкретность при определении виновных лиц, ответственных за нанесение ущерба, недостачу и потери;
- в-пятых, необходимость обоснования и системного доказывания выводов ревизии.