Конституционные основы организации и деятельности государственной и муниципальной власти – это основные демократические начала организации и реализации публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях, включающие требования законности, осуществления публичного управления посредством разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, участия населения за счет использования прямых и косвенных методов в публичном управлении, открытости и прозрачности публичного управления, в том числе для реализации контроля со стороны общества, выборного характера формирования системы публичного управления и др.
Значение конституционных основ организации и деятельности государственной и муниципальной власти
Конституция представляет собой основной документ, фиксирующий принципы, направления и методы организации и реализации публичного управления в стране.
Иначе говоря, конституционными положениями фиксируются важнейшие принципы организации и реализации публичного управления, в том числе вопросы:
- реализации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- вопросы распределения полномочий по вертикали – между федеральным, региональным и муниципальным уровнями публичного управления;
- обеспечения законности формирования и функционирования системы государственной и муниципальной власти;
- открытости системы государственной и муниципальной власти, в том числе с точки зрения общественного контроля над эффективностью и законностью такой власти и с точки зрения доступности должностей государственной и муниципальной службы, а также выборных должностей для российского населения;
- гарантирования российскому населению демократических прямых и косвенных методов участия в управлении государством, в том числе за счет выборов, референдумов, деятельности представителей в законодательных органах и пр.;
- ориентированности системы государственной и муниципальной власти на интересы личности, в том числе за счет реализации социальных мероприятий и др.
Конституция фиксирует организационные, экономические, финансовые, политические основы государственной и муниципальной власти и гарантии для российского населения, что такая власть организуется и реализуется исключительно в интересах личности. Конституционно установленные принципы организации государственной и муниципальной власти получают дальнейшую конкретизацию в федеральном конституционном, федеральном законодательстве, а также в подзаконных актах.
Таким образом, значение конституционных основ государственной и муниципальной власти можно охарактеризовать как установление принципов, целей, задач, методов и границ осуществления государственной и муниципальной власти для обеспечения интересов личности и российского населения в целом.
Характеристика конституционных основ организации и деятельности государственной власти
Положениями отечественной Конституции фиксируются базовые принципы организации и функционирования системы публичного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В качестве основной характеристики системы публичного управления, в том числе организации и деятельности государственной власти в стране, следует назвать демократический характер государства, следствием этого выступает:
- признание народа единственным источником власти;
- учреждение и функционирование государственного и муниципального механизмов в интересах личности;
- наделение российского населения демократическими инструментами участия в публичном управлении, в том числе таких, как выборы, референдум, управление через избираемых представителей в органах власти.
Кроме того, демократический характер государства определяет реализацию принципа разделения властей, то есть выделения подсистем законодательной, исполнительной и судебной власти, каждая из которых обладает взаимным издержками и противовесами для предотвращения узурпации всей полноты власти одной из ветвей.
Еще одной базовой характеристика организации и деятельности государственной власти выступает федеративное устройство. Федерализм предполагает, что полномочия публичного управления распределяются по вертикали между региональными территориями и федеральным центром для интеграции таких территорий, обеспечения целостности государства при возможности региональных территорий самостоятельно решать вопросы, имеющие непосредственное значение для регионального населения.
Республиканская форма правления как основа государственной власти предполагает выборность и сменяемость институтов государственной власти, а также их ответственность перед населением.
Кроме того, концептуальными основами организации деятельности государственной власти выступают законность открытость прозрачность и пр.
Характеристика конституционных основ организации и деятельности муниципальной власти
В качестве главной конституционной основы организации и деятельности муниципальной власти в стране следует назвать ее самостоятельность, относительная обособленность в решении вопросов, имеющих значение для местного сообщества. В соответствии с положениями Конституции система местного самоуправления обособлена и функционирует в интересах местного населения независимо от федеральной и региональной власти. Однако система местного самоуправления входит в общую систему публичного управления страной и находится в постоянном взаимодействии с федеральными и региональными органами для решения общих социально-экономических задач развития муниципальной территории, а также для гарантирования российскому населению достойного уровня благосостояния независимо от территории проживания.
Общность системы муниципальной власти и государственной власти подтверждаются общими принципами организации и функционирования системы муниципальной и государственной власти:
- в системе муниципальных органов ведущую роль играет представительный орган, реализующий нормотворческую функцию от имени местного сообщества;
- должностные лица и органы муниципального управления, муниципальные служащие осуществляют свои полномочия в соответствии с требованиями законов, подзаконных актов и актов местного нормотворчества в интересах личности;
- местное население посредством выборов, референдумов, сходов граждан, через представителей в системе местного самоуправления участвует в управлении местным сообществом.