Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации – это установленные в Основном законе страны гарантии демократического политического устройства местного самоуправления, в том числе обособленности и самостоятельности системы местного самоуправления, самостоятельности местного населения в разрешении вопросов местного значения на основе демократических процедур.
Конституционное становление местного самоуправления в Российской Федерации
Положения Конституции 1993 г. относительно института местного самоуправления стали результатом длительного идейного и политического противоборства относительно принципов формирования функционирования системы местного самоуправления. Это, в частности, послужило основой для дискуссии относительно необходимости детально регламентировать вопросы организации и функционирования местного самоуправления в Конституции:
- одни авторы указывали на недопустимость детальной регламентации обособленной системы муниципального управления в Конституции;
- другие авторы отмечали, что поскольку в условиях российской действительности институт местного самоуправления формируется не снизу, а сверху, необходимо в Конституции закрепить основные гарантии организации и реализации самоуправления местными сообществами.
Конституция 1993 г. закрепила основы организации местного самоуправления в стране, которые получили конкретизацию в нормах специального федерального законодательства, а также законодательства регионального уровня и актов местного нормотворчества.
С точки зрения конституционных положений институт местного самоуправления в стране является децентрализованным. Положениями Конституции местное самоуправление характеризуется как форма самостоятельной реализации народом своей власти по решению вопросов местного значения. При этом система местного самоуправления учреждается и функционирует как относительно обособленный самостоятельной уровень публичного управления в части решения вопросов местного значения.
Здесь важно отметить, что последние изменения в Конституцию конкретизировали статус местного самоуправления, включив его в единую систему публичного управления страной. В демократически устроенном государстве публичная власть – это власть, реализуемая народом непосредственно или через своих представителей в органах публичного управления государственного и местного уровня. Носителем и источником власти в стране выступает народ, на местном уровне это требует функционирования самостоятельного института местного самоуправления.
В то же время как уровень единой системы публичного управления местное самоуправление учреждается и функционирует на единых с государственной властью демократических принципах, использует единые демократические процедуры, а кроме того участвует в реализации общегосударственной политики.
Характеристика конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации
Конституционный фундамент для учреждения и функционирования института местного самоуправления как формы публичного управления местным сообществом на демократических принципах составляют положения главы 8 Конституции.
Размещение положений относительно местного самоуправления в главе 8 нередко обоснованно критикуется в науке, поскольку институт местного самоуправления не вытекает из государственной формы управления, относится к числу базовых институтов гражданского общества, и потому целесообразно было бы разместить местное самоуправление в главах, предшествующих главам Конституции, регламентирующим вопросы организации государственного управления.
Положениями ст. 130 Конституции страны определяются правовые границы функционирования института местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Основного закона в качестве субъекта местного самоуправления определено местное население. Институт местного самоуправления учреждается для самостоятельного решения местным населением вопросов, имеющих непосредственное значение для их жизнедеятельности.
Исходя из положений гл. 8 Конституции в специальном федеральном законодательстве 1995 г. были установлены общие принципы организации института управления местными сообществами, в последующем был принят новый федеральный закон об общих принципах организации самоуправления на местах, который определил перечень объектов, входящих в состав ведение муниципальной власти. При этом, учитывая природу института местного самоуправления как необходимого элемента системы публичного управления, конституционно предусматривается возможность передачи отдельных государственных полномочий муниципальным органам на основе соответствующего законодательства и предоставление необходимых ресурсов материального и финансового характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции местное самоуправление обеспечивает решение вопросов местного значения и управления имуществом, составляющим муниципальную собственность. Указанные конституционные положения акцентируют внимание на необходимости для реализации вопросов местного значения муниципальным органам обладать и распоряжаться имуществом, составляющим муниципальную собственность. Такое имущество, необходимое муниципальным органам как для непосредственного решения задач местного самоуправления, так и для обеспечения функционирования самой системы местного самоуправления.
При этом в качестве первичных правообладателей имущества, составляющего муниципальную собственность, выступает население муниципалитета, на практике же распоряжение имуществом осуществляется за счет функционирования муниципальных органов.
Кроме того, в качестве основы местного самоуправления Конституция фиксирует формы его реализации:
- посредством прямого волеизъявления местного населения;
- посредством учреждения и функционирования представительных органов;
- посредством учреждения и функционирования иных (невыборных) органов муниципального управления.
Фиксирует Конституция и территориальные основы местного самоуправления, предусматривая в ст. 131, что местное самоуправление учреждается и функционируют в городских, сельских поселениях и на других муниципальных территориях, характеризующихся общностью исторических и местных традиций.