Конституционное право на общее образование – это конституционная гарантия, обеспечивающая право и обязанность каждого гражданина получить основное общее образование.
Общая характеристика конституционного права на общее образование
Одним из важнейших элементов правового статуса личности выступает право на образование. Право на образование является гарантией развития и реализации потенциала личности. Значение общего образования для развития и реализации потенциала личности находит отражение в конституционных положениях, которыми не только гарантируется право каждого на получение высшего образования, но и устанавливается обязанность каждого получить общее образование.
Получение основного общего образования несовершеннолетних обеспечивается их родителями или лицами, которые их замещают. В соответствии с положениями специального федерального законодательства об образовании в России каждому гарантируется основное общее образование на условиях доступности и бесплатности.
Обязанность обеспечения родителями получения общего образования их детьми зафиксирована в семейном законодательстве. Положения семейного законодательства прямо воспроизводят конституционные положения. Административным законодательством предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанности по обучению детей.
В России регламентируются федеральные государственные образовательные стандарты, обеспечивается существование различных форм образования и самообразования.
В самом общем виде образование можно охарактеризовать как процесс развития и саморазвития личности, который предполагает овладение знаниями, умениями, навыками познавательной, творческой и иной социально значимой деятельности, а также формированием ценностных ориентиров. Образование обеспечивает передачу опыта предыдущих поколений и усвоение социально-культурных ценностей нового поколения.
Положениями специального федерального законодательства образование характеризуется как целенаправленная деятельность по воспитанию и обучению.
Право на общее образование можно рассматривать:
- как личное благо, то есть как инструмент развития и саморазвития личности;
- как публичное благо, поскольку образование позволяет обеспечивать воспитание населения, обучение населения и в последующем гарантирует вовлечение населения в социально-экономические процессы для обеспечения собственного благосостояния и развития общества.
Вышесказанное, в свою очередь, требует от государства разработки и реализации системы мероприятий, которые бы гарантировали населению предоставление качественных образовательных услуг на условиях доступности и бесплатности.
Право на общее образование характеризуется определенной спецификой:
- право на образование может быть признано за лицом только на соответствующем этапе общественного развития при наличии необходимой экономической базы, обеспечивающей создание и функционирование системы образовательных учреждений;
- естественное неотъемлемое право, которое имеет обоснованное ограничение, в связи с этим государство берет на себя обязанность по предоставлению обучающемуся определенного объема знаний, соответствующего государственным стандартам.
Содержание конституционного права на общее образование
По своему содержанию право на общее образование характеризуется следующими элементами:
- социальным, что предполагает гарантию государства относительно доступности и бесплатности базового образования, установление иных социальных гарантий в области образования;
- культурным, что предполагает, что образование рассматривается как инструмент духовного развития личности, обеспечения ее благосостояния и культуры;
- экономическим, что предполагает, что образование рассматривается в качестве инструмента обеспечения будущего научно-технического и социально-экономического развития общества и государства.
Проблемы реализации конституционного права на общее образование
Если дошкольные образовательные учреждения в России не в полной мере покрывают потребности населения, то школы такую потребность удовлетворяют в значительно большим объеме. Так, в тех населенных пунктах, где школа отсутствует или где школа функционирует только в рамках начального общего образования, муниципальными органами организуется подвоз учащихся до школ, которые оказывают необходимые образовательные услуги.
Однако здесь необходимо отметить, что наличие мест для получения школьного образования не в полной мере решает вопрос доступности дошкольного образования, поскольку уровень предоставления образовательных услуг существенно разнится в разных школах. Это актуализирует проблему выбора школы и обеспечения доступа граждан к образовательным услугам высокого качества.
Как и у дошкольных образовательных учреждений, базовым принципом функционирования школы является принцип территориального преимущества. В соответствии с положениями специального федерального законодательства об образовании первоначально за каждой школой закреплялся территориальный участок, а население, проживающее на этом участке, имело приоритетное право на поступление в школу. При этом на практике имели место судебные споры и признавались недействующими региональные нормативно-правовые акты, которые устанавливали приоритеты при приеме детей в первый класс.
В последующем специальное федерального законодательства об образовании претерпело изменения в части обеспечения территориальной доступности школ. В соответствии с такими изменениями правила приема граждан в муниципальную школу должны были обеспечивать прием в школу детей, которые проживают на закрепленной муниципальными органами за конкретным муниципальным образовательным учреждением территорией. Правилами, утвержденными приказом Минобрнауки, было предусмотрена процедура приема граждан на обучение в школы, согласно которой прием заявлений в первый класс для лиц, которые проживали на закрепленной территории, начинается с 1 февраля и завершается 30 июня, в то время как для лиц, которые не проживают на закрепленной территории, прием заявлений стартовал с 1 июля.