Кадровая политика в ГМУ – это совокупность действий органов государственного и муниципального управления, направленных на кадровое обеспечение их деятельности и эффективное использование трудового потенциала государственных и муниципальных служащих.
Значение и сущность кадровой политики в государственном и муниципальном управлении
Государственное и муниципальное управление представляет собой публичную власть, которая призвана обеспечить процветание и развитие государства и муниципальных образований в социально-экономическом плане в текущий момент и на перспективу.
Кадровая политика в государственном и муниципальном управлении направлена на обеспечение органов государственной и муниципальной власти квалифицированными кадрами, способными эффективно решать задачи, стоящие перед государственной и муниципальной властью.
Кадровая политика в государственном и муниципальном управлении призвана решать следующие задачи:
- обеспечивать органы государственного и муниципального управления необходимым кадровым составом;
- создавать условия для реализации государственными и муниципальными служащими своих знаний, умений и способностей;
- создавать условия для профессионального и карьерного роста государственных и муниципальных служащих;
- совершенствовать методы управления государственными и муниципальными служащими;
- формировать кадровый резерв государственных и муниципальных служащих;
- создавать благоприятные и равные условия для несения государственной и муниципальной службы;
- устранять негативные тенденции и явления в кадровой работе органов государственного и муниципального управления и так далее.
Кадровая политика в системе государственного и муниципального управления является важнейшим инструментом обеспечения роста эффективности государственной и муниципальной власти. Кадровая политика обеспечивает реализацию потенциала государственных и муниципальных служащих, а также обеспечивает привлекательность государственной и муниципальной службы для квалифицированных специалистов.
Сущность кадрового аудита в системе государственного и муниципального управления
Кадровый аудит в органах государственной власти представляет собой комплексную оценку состояния деятельности органов государственного и муниципального управления в сфере кадровой политики, включающую в себя оценку кадровых и управленческих процессов, организационной структуры, человеческих ресурсов и кадровой документации.
Функционирование органов государственного и муниципального управления всегда сопряжено с работой государственных и муниципальных служащих. Управленческие способности, организованность, профессиональные навыки, дисциплина, отношение к труду определяют результативность функционирования органов государственного и муниципального управления. В связи с этим управление государственными и муниципальными служащими являются важнейшим направлением деятельности органов государственного и муниципального управления.
В российской практике государственного и муниципального управления кадровый аудит проходит этап становления. Законодательство Российской Федерации фактически не регламентирует процесс кадрового аудита в системе государственного и муниципального управления. Органы государственного и муниципального управления получают абсолютную самостоятельность в определении цели, направлений, методики, субъектов кадрового аудита и порядка контроля за процессом устранения обнаруженных нарушений.
В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты собственные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок осуществления кадрового аудита в органах государственного и муниципального управления. Некоторые муниципальные образования также последовали примеру региональных властей.
В целом цель кадрового аудита состоит в проверке деятельности кадровой службы органов государственного и муниципального управления. В процессе кадрового аудита дается оценка работы кадровой службы различных органов государственной и муниципальной власти.
Аудит в системе государственного и муниципального управления призван решать следующие задачи:
- во-первых, оценка соответствия кадрового потенциала органов государственного и муниципального управления целям, которые стоят перед этими органами;
- во-вторых, оценка соблюдения государственными и муниципальными служащими требований законодательства;
- в-третьих, определение эффективности методов управления государственными и муниципальными служащими;
- в-четвертых, выявление и оценка негативных тенденций функционирования органов государственного и муниципального управления, а также предложение путей решения этих проблем.
Эффективность кадрового аудита напрямую зависит от приверженности аудиторской группы таким принципам как достоверность, научная обоснованность, независимость и профессионализмы.
Кадровый аудит направлен на исследование трех объектов в виде процессов кадровых и управленческих, организационной структуры и человеческих ресурсов в лице государственных и муниципальных служащих.
Кадровый аудит анализирует процессы создания и развития кадровой политики в органах государственного и муниципального управления в их функциональных взаимосвязях. Кадровый аудит стремится к оценке результативности деятельности органов государственного управления, выявлению факторов, влияющих на эту результативность.
Кадровый аудит делится на внутренний, внешний и совместный. Внутренний аудит осуществляется сотрудниками органов государственного и муниципального управления, как правило, в отношении кадровой службы. Цель такого вида аудита состоит в обеспечении роста эффективности работы кадровой службы в органах государственного и муниципального управления, контроль соблюдения законодательства и противодействие коррупции.
Внешний кадровый аудит проводится инспектирующими органами государственного и муниципального управления в лице независимых специалистов.
Совместный кадровый аудит проводится силами внутренних и внешних аудиторов.