Информационный массив прогнозирования – это совокупность сведений относительно объекта прогнозирования, представляющая собой систему данных, построенную согласно цели и методам прогнозирования.
Типы информации для прогнозирования и источники получения данных
На качество прогноза существенное влияние оказывает наличие точной и полной информации, характеризующей прошлое состояние прогнозируемого объекта, настоящее состояние прогнозируемого объекта, его будущее состояние.
Информационный массив прогнозирование представляет собой знания исторического характера, которые представляются в формализованном виде и подлежат дальнейшей интерпретации.
Основное назначение информационного массива состоит в снижении неопределенности знаний относительно прогнозируемого объекта.
Информационные массивы классифицируются по ряду критериев, к числу которых можно отнести следующие:
Характер отражения свойств прогнозируемого объекта позволяет выделить три вида информационного массива:
- подсознательный или интуитивный информационный массив;
- предметный информационный массив;
- формальные статистические данные;
Степень достоверности информационного массива позволяет выделить три его вида:
- достоверный информационный массив, который характеризуется получением сведений из официальных источников;
- информационный массив относительной достоверности, который характеризуется получением сведений из источников случайного характера;
- информационный массив, содержащий умышленное искажение информации;
Принципы получения исходных данных позволяют выделить следующие виды информационных массивов:
- первичный информационный массив, который получен как результат исследований, осуществляемых специально в целях решения определенной проблемы;
- вторичный информационный массив, который представляет собой сведения, полученные ранее из внешних и внутренних источников с целями, отличными от целей конкретного исследования.
Источники формирования информационных массивов включают в себя различные информационные ресурсы, используемые современным обществом, способные поставлять информацию на периодической основе на любых носителях. Носителями информационного массива выступает телевидение, средства периодической печати, радио, коммуникационные сети, информация из правительственных источников и так далее.
Качественные характеристики информационного массива прогнозирования
Результаты прогнозирования определяются качеством и полнотой исходных данных, определяющих степень обеспеченности прогнозирование исходной информацией.
Информационный массив характеризуется количеством информации, представляющим собой меру уменьшения неопределенности ситуации и за счет того, что объем информации высвечивает исходы других ситуаций.
Качественная характеристика информации для прогнозирования определяется уровнем надежности данных. В соответствии с этим критерием выделяют следующие категории надежности информации:
- во-первых, первая категория, характеризуемая надежными ожиданиями. Эта категория включает в себя полную и точную информацию. Такие исходные данные обеспечивают благоприятный результат прогнозирования, но редко встречаются;
- во-вторых, вторая категория, характеризуемая рискованными ожиданиями. Информация этой категории не может быть признана достаточно надежной. При работе с такой информацией следует выполнять прогноз с учетом отклонений исходных данных;
- в-третьих, третья категория, характеризующаяся субъективно надежными ожиданиями. Как правило, информация этой категории характеризуется низким уровнем точности и надежности, но используется в связи с невозможностью получения иной информации;
- в-четвертых, четвертая категория, характеризующаяся объективно ненадежными ожиданиями. Информация в данной категории не позволяет получить реальные прогнозы, характеризующие действительное развитие событий.
В основе обеспечения качества информации для прогнозирования находится ее отбор и оценка по ряду качественных критериев, к числу которых можно отнести полезность информации, ее достоверность, периодичность, систематизацию.
Полнота информационного массива
Полнота информационного массива выступает еще одной качественной характеристикой исходной информации, используемой для прогнозирования. Основное назначения информационного массива состоит в обеспечении достаточных данных, для осуществления оценки будущего состояния прогнозируемого объекта за счет сведений относительно его нынешнего состояния и прошлых состояний.
Полнота информационного массива обеспечивается всесторонней характеристикой объекта прогнозирования. Информация о прогнозируемом объекте должна быть представлена в достаточном объеме, позволяющем получить его полноценную характеристику.
Полноту информационного массива можно обозначить как свойство информации, характеризующее соотношение имеющихся данных с общим объемом возможных знаний относительно объекта прогнозирования.
Полнота информационного массива характеризует степень обеспеченности прогноза достоверными исходными данными.
Игнорирование свойства полноты информационного массива ведет к искажению результатов прогноза, низкой его степени достоверности.
Полнота информационного массива характеризует степень охвата релевантных данных, обеспечивающих точность прогноза.
Полнота информационного массива – это относительная категория качества информации, оценка которой зависит от цели и задачи прогнозирования.
Очевидным является факт невозможности включения в прогноз всех имеющихся данных. При этом большое количество данных не всегда обеспечивает полноту информационного массива.
Задача субъекта прогнозирования состоит в адекватном подходе к оценке достаточности информационных данных для осуществления прогноза.