Изменения институционального регулирования предпринимательского сектора в экономике – это трансформация подхода к государственному управлению данным сектором экономики с целью обеспечения максимально привлекательных условий функционирования в нем и получения максимальной отдачи от него.
Место предпринимательского сектора в экономике
Предпринимательство представляет собой не только экономическое, но и социальное явление. В экономическом смысле предпринимательство выступает в качестве института рыночной экономики, в социальном рассматривается как один из механизмов развития общества.
Функциональная роль предпринимательства раскрывается через следующие аспекты его деятельности:
- во-первых, предпринимательство выступает в качестве «передового отряда», способного не только осознанно принимать, но и в определенных случаях провоцировать риск, обеспечивающий внедрение в общественную жизнь тех или иных видов деятельности. На успех предпринимательства огромное влияние оказывает личность предпринимателя, его прозорливость, предприимчивость, способность к предвидению;
- во-вторых, предпринимательство обеспечивает лидерство в инновационном смысле. Предприниматели, действуя в условиях риска, наиболее чутко воспринимают не только существующий спрос, но и зарождающееся предложение в части новых технологий, продуктов, способов организации производства и так далее. Инновационность экономики во многом зависит от предпринимательского сектора. Крупные субъекты рынка зачастую игнорируют слабые инновационные сигналы, позволяя мелким предпринимателям занимать возникающие ниши;
- в-третьих, предпринимательство обеспечивает формирование взаимосвязей между различными секторами экономики. Крупные субъекты рынка, как правило, функционируют в рамках определенного сектора экономики, задача мелкого и среднего предпринимательства состоит в заполнении межсекторного пространства, позволяющего обеспечить взаимодействие разных сфер экономики. Низкое развитие бизнеса в государстве является причиной возникновения дефицита за счет незаполненного межсекторного пространства;
- в-четвертых, предпринимательство выступает в качестве единственной экономической силы, способной к обеспечению стабильного создания индивидуализированные благ и удовлетворения индивидуального спроса. Предприниматели чутко реагируют на запросы рынка и потребителей, формируя индивидуальное предложение для них, способное удовлетворить любые потребности;
- в-пятых, предпринимательство формирует базу экономического либерализма и основы экономической демократии. Бизнес, подкрепленный ресурсами, может выступить единственной силой противодействия государственной власти в защите экономических интересов своих и населения;
- в-шестых, предпринимательство обеспечивает сокращение затрат и рост производительности труд. Предпринимательство осуществляется с целью получения максимально возможной прибыли, что ставит перед предпринимателями задачу поиска возможностей сокращения своих затрат и обеспечение роста эффективности использования всех видов ресурсов. Эффективность предпринимательства формирует основы эффективной экономики;
- в-седьмых, предпринимательство выступает в качестве эффективного способа вовлечения личных средств граждан в инвестиционный процесс. Возможность получения прибыли по результатам использования денежных средств выступает значимым для граждан фактором при принятии решения о начале предпринимательской деятельности;
- в-восьмых, предпринимательство обеспечивает лидерство в освоении внешних рынков. Предпринимательский сектор экономики отличается наибольшей мобильностью и мотивированностью на замещение открывающихся рынков, в том числе и за пределами государства, что обеспечивает его активное вовлечение в международную экономическую систему.
Сущность институционального регулирования предпринимательского сектора и его динамика
В настоящее время российский подход к институциональному регулированию предпринимательского сектора в экономике характеризуется снижением роли государства в этом процессе. Постепенно осуществляется переход от активного вмешательства государства в регулирование предпринимательства к организации саморегулирования этого сектора.
Некоторые отрасли предпринимательской деятельности уже перешли на саморегулируемость. В этих отраслях государство оставило за собой функции правового регулирования деятельности субъектов рынка, а также контрольную функцию, но в существенно меньшем объеме, чем до саморегулирования.
Дистанцируясь от вмешательства в предпринимательский сектор, государство, тем не менее, сохраняет за собой право на осуществление государственной поддержки этого сектора. Преимущественно такая поддержка направлена на субъектов малого предпринимательства, которые призваны сформировать устойчивую основу для развития среднего класса в стране. Однако меры государственной поддержки также распространяются и на крупные, имеющие общегосударственное значение предприятия.
В качестве мер государственной поддержки предпринимательского сектора могут выступать льготные кредиты, компенсация части затрат, предоставление налоговых льгот, отсрочек по платежам и так далее.
Минимизация вмешательства государства в предпринимательский сектор обеспечивает получение следующих положительных эффектов:
- во-первых, сокращение затрат государства на институциональное регулирование предпринимательства;
- во-вторых, повышение ответственности предпринимателей за результаты своей деятельности;
- в-третьих, повышение свободы предпринимательства, а значит, и рост привлекательности данного сектора экономики.
При этом следует признать, что полный отказ от регулирования предпринимательского сектора будет ошибкой, государство всегда должно сохранять за собой контрольно-надзорные функции хотя бы в минимальном объеме.