Становление муниципального управления в Древней Руси
Первые зачатки муниципального управления начинают формироваться в условиях общинного строя: сначала кочевой образ жизни сменяется оседлым, складываются общины, позже начинают развиваться города. В условиях Древней Руси основным элементом самоуправления выступала сельская община, именуемая верфь. С развитием торговли и ввиду необходимости выделения функций обороны и управления стали формироваться города. В городах стали созываться народные собрания – вече, где избирался князь как высшее должностное лицо, решались другие важные вопросы, регулирующие жизнедеятельность местного населения, в том числе вопросы о начале или прекращении военных действий, о принятии законов, о заключении договоров с жителями соседних городов и пр.
Муниципальное управление в период феодальной раздробленности на Руси
В рассматриваемый период, характеризующийся феодальной раздробленностью, муниципальное управление претерпевает значительные изменения, характеризующийся следующими процессами:
- управление городом фактически сосредотачивается в руках боярской аристократии. При этом процессы формирования городского населения в качестве субъекта управления еще не завершились: городское население не имела полномочий по владению и распоряжению в отношении муниципальной собственности, но только обладало правомочием по пользованию городским имуществом;
- складывание купеческих гильдий как автономных самоуправляемых единиц городского населения;
- сохраняются народные собрания в форме вече.
Муниципальное управление в период централизации Русского государства
Важнейшие административные преобразования Ивана IV стали предтечей последующего развития муниципального управления. Во торой четверти XVI в. была проведена губная реформа, в третьей – земская. Город начинает складываться в качестве экономического субъекта внутренней жизни страны, население, в свою очередь, допускается к формированию выборам в губные и земские муниципальные органы.
В ХVII вв. под влиянием преобразовательной деятельности Петра I происходит консолидация торгово-ремесленного и промышленного населения, и как следствие, развиваются сословные органы местного управления. Так, в конце века учреждается Ратуша, состоящая из бурмистров – должностных лиц, избираемых населением княжеских предместий, преимущественно, купечеством, для управления торговым и посадским населением.
К числу результатов реформы городского управления первой четверти XVIII в. относится учреждение магистратов, муниципальных органов по управлению обособленной городской территорией. С 1734 г. город приобретает правовой статус юридического лица, что выступает основанием претендовать на будущую экономическую и финансовую самостоятельность, на приобретение собственных полномочий и отмежевание их от притязаний государственных органов.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась подготовкой значительного числа проектов, посвященных административным преобразованиям. Муниципальное управление начинает развиваться как область теоретического знания, опосредуя два исследовательских направления:
- стремление обосновать «самостоятельность» местного управления, установить его функции в государстве и определить компетенцию;
- продвижение муниципального управления как института, объединяющего все слои населения определенной территории – крестьян, купцов, мещан, представителей научного сословия.
Реформы Александра II во второй половине XIX в. завершились созданием земств как самостоятельного института, освобожденного от административной власти государственных органов, в частности земства имели независимые от государственных источники финансирования собственной деятельности. Административная реформа коснулась и городов. К числу городских муниципальных органов и должностных лиц были отнесены городские дума, управа и городской голова, соответственно. Учреждение названных институтов утвердило всесословность как важнейший принцип организации и осуществления местного управления. Иначе говоря, муниципальные органы больше не строились на сословном принципе, в основе их формирования утвердился территориальный принцип.
Муниципальное управление в советский период
В период становления Советского государства сохранялись разнообразные формы территориального деления. В последующем основной единицей территориального деления стала область. Муниципальная власть в пределах названной территории возглавлялась съездом Советов, в период между съездами муниципальное управление реализовывалось исполнительными комитетами. Советы избирались, однако к выборам были допущены не все: избирательное право крестьян было ограничено по сравнению с рабочими, право торговцев, духовенство и другие категории граждан были лишены право выбирать представителей в местные органы власти. Комитеты выполняли исполнительно-распорядительные функции, фактически контролируя все стороны общественной жизни.
В последующем советы стали постоянно действующими органами. Право избирать представителей в местные советы стало всеобщим и равным. Со второй половины XX в. местные советы получили широкие полномочия по планированию хозяйственной деятельности, производства и распределению промышленного продукта.
Муниципальное управление современной России
Перестроечные процессы оказали влияние и на местное управление, происходила перестройка на демократических началах и системы местных органов власти: советы преобразовывались в систему представительных и исполнительных муниципальных органов.
Сегодня муниципальные органы обладают самостоятельностью в решении местных вопросов, принимают на себя отдельные государственные полномочия. Действующая система муниципального управления предполагает функционирование разнообразных демократических институтов – местного референдума, выборов, отзыва выборного должностного лица, депутата по результатам голосования, схода граждан и др.