Исследование потребления услуг ЖКХ – это начальный этап разработки жилищно-коммунальной политики, который предполагает исследование жилищно-коммунального хозяйства, рынка коммунальных услуг, потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах, степени удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами, а также исследование факторов внешней и внутренней среды, влияющих на жилищно-коммунальное хозяйство и пр.
Значение исследования потребления услуг ЖКХ семьями
Сегодня сфера ЖКХ относится к наиболее сложным и проблемным отраслям социально-экономической политики. Значимость изучения данной сферы обусловлена тем, что:
- во-первых, уровень развития жилищно-коммунальной отрасли определяет непосредственно качество жизни населения, культуру быта и пр.;
- во-вторых, ЖКХ определяет и уровень территориального развития, то есть влияет на экономические и социальные отношения, инвестиционную привлекательность территории;
- в-третьих, ЖКХ характеризуется высокой степенью изношенности объектов коммунальной инфраструктуры, объектов недвижимого имущества, недостаточным внедрением энергосберегающих технологий, что ведет к ухудшению качества коммунальных ресурсов, направляемых потребителям, и повышению их стоимости.
Кроме того, в жилищно-коммунальной отрасли сегодня отсутствуют конкурентные начала, что негативно сказывается на ее развитии, на качестве и стоимости продукта – коммунальных и жилищных ресурсов.
Вышесказанное актуализирует разработку качественно нового подхода к организации функционирования ЖКХ, что, в свою очередь, актуализирует исследование потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах, в том числе потребностей семей в жилищно-коммунальных услугах.
Во многом это также связано с необходимостью управляющих компаний выстраивать новую систему взаимоотношений с потребителями жилищно-коммунальных услуг, то есть необходимостью ориентироваться на потребителя, формировать его лояльность и пр.
Итак, исследование потребления услуг ЖКХ российским населением, в частности российскими семьями, позволяет сформировать информационную основу для:
- оценки качества функционирования ЖКХ;
- определения потребностей в услугах ЖКХ;
- определения удовлетворенности потребностей семей в услугах ЖКХ.
Характеристика потребления услуг ЖКХ
Традиционно, лица женского пола составляют большую часть потребителей услуг ЖКХ. Это связано и с демографическими характеристиками населения (доля женщин среди трудоспособного населения обычно выше), и с тем, что женское население более активно в качестве потребителей, посещает больше торговых центров, досуговых мероприятий и пр.
Значительная доля услуг ЖКХ потребляется семьями, в том числе лицами, состоящими в официально зарегистрированном браке, и лицами, которые ведут совместное хозяйство без оформления отношений в государственных органах. Очевидно, что расходы семей, имеющих двух и более детей, существенно превышают расходы на услуги ЖКХ бездетных семей или семей с одним ребенком.
Указанное актуализирует разработку и реализацию системы мероприятий по поддержке семей с детьми, прежде всего многодетных семей, в части субсидирования их расходов на оплату услуг ЖКХ. Важно подчеркнуть, что специфика потребления услуг ЖКХ и объемов расходов на такие услуги в бюджете российских семей существенная разнится исходя из территории проживания, образования и сферы деятельности трудоспособных членов семьи. Однако необходимо отметить, что доля расходов российских семей на оплату услуг ЖКХ остается стабильно высокой в системе расходов семейного бюджета.
Для обеспечения развития сферы ЖКХ существенное значение имеют не только специальные мероприятия, но и социально-экономическое развитие страны и региона в целом, обеспечение занятости населения и достойной оплаты труда населения и пр.
Характеристика потребления услуг ЖКХ семьями
Обстановка в отрасли ЖКХ сегодня является сложной, острой и проблемной для населения страны и поставщиков услуг ЖКХ. Это связано с тем, что сохраняются высокая изношенность объектов недвижимости и оборудования ЖКХ и, соответственно, низкое качество услуг ЖКХ на фоне непрозрачности определения тарифов на услуги ЖКХ.
При этом необходимо отметить, что для значительной части российских семей оплата коммунальных услуг составляет значительную часть от объема бюджета семьи, и даже незначительный рост тарифов может негативно сказаться на благосостоянии российской семьи.
Так, в соответствии с проводимыми исследованиями в сфере ЖКХ выделены региональные территории, на которых затраты на услуги ЖКХ наиболее высоки: это республика Коми, Магаданская область и ещё около 50 субъектов, где расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 10% от бюджета семьи.
Указанное актуализирует разработку мероприятий государственной поддержки семей, доля расходов на услуги ЖКХ в семейном бюджете которых превышает установленный законом уровень. Так, исходя из конкретных социально-экономических условий региональной территории целесообразно для каждой региональной территории разработать правила предоставления субсидий в отношении финансирования расходов семей на услуги ЖКХ, в том случае, когда такие расходы являются недопустимо высокими и создают угрозу для обеспечения достойного уровня жизни.
Так, сегодня реализуется адресные меры поддержки российских семей при оплате услуг ЖКХ. В качестве порогового значения в России установлены 22% от общего семейного бюджета на оплату услуг ЖКХ, но региональным территориям предоставлено право уменьшить или увеличить указанный размер. 58 субъектов установили в качестве допустимого объема расходов на услуги ЖКХ российскими семьями 22%, в остальных субъектах этот показатель колеблется от 12 до 21%. Когда доля оплаты услуг ЖКХ в семейном бюджете выше, семьям предоставляются субсидии. На такие субсидии претендуют по итогам 2019 г. около 3 млн семей, в стоимостном выражении такая поддержка составляет 71 млрд руб. Для того чтобы российская семья могла получить субсидию, происходит учет расходов на услуги ЖКХ за последние полгода. Для оформления субсидии заинтересованные лица могут обратиться в МФЦ или специальный орган муниципальной власти.