Испытание при поступлении на государственную службу – это направление правового регулирования организации государственной службы и соответствующие мероприятия по проведению испытаний для проверки кандидатов на замещение государственной должности на соответствие требованиям к должности – требованиям к специальному образованию и опыту практической деятельности.
Понятие и значение испытания при поступлении на государственную службу
Государственная служба во всех современных государствах – это один из важнейших элементов системы государственного управления. Это связано с тем, что персонал государственного управления, государственные служащие в своей повседневной профессиональной деятельности в рамках собственных обязанностей по должности реализуют функции публичного управления в конкретной сфере.
Таким образом, удовлетворенность потребностей населения территории, ее социально-экономическое развитие и иные приоритетные задачи публичного управления обеспечиваются за счет деятельности государственных служащих. Поэтому государству важно гарантировать населению, что к государственной службе будут привлекаться лица, которые по своим профессиональным, морально-нравственным и деловым качествам будут соответствовать высокой цели государственной службы и конкретным требованиям к государственной должности.
Одним из инструментов обеспечения решения указанной задачи является проведение испытаний при отборе лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы.
Так, в соответствии с положениями специального федерального законодательства, регулирующего вопросы государственной службы в стране, при поступлении на государственную службу проводится испытание. К числу цели таких испытаний относятся следующие:
- главная цель испытания при поступлении на государственную службу – это проверка лица, претендующего на замещение должности на соответствие требованиям к замещаемой должности, прежде всего с точки зрения профессиональных знаний, навыков и умений;
- побочными целями испытания при поступлении на службу являются стимулирование будущего служащего к эффективному исполнению своих обязанностей и определение перспектив профессионального развития и карьерного роста в соответствующем государственном органе.
Условия проведения испытания при поступлении на государственную службу
В соответствии с положениями специального федерального законодательства о государственной службе проведение испытаний является необходимым условием для всех лиц, вновь поступающих на государственную службу, независимо от оснований и условий поступления на службу, периода замещения должности.
Общие положения трудового законодательства предусматривают, что испытательный срок для работника не может превышать трех месяцев, а для работника, занимающего руководящую должность, – шести месяцев. Ввиду высокой социальной значимости государственной службы при поступлении на службу, законом предусматривается возможность проведения испытаний, превышающих общие сроки. Так, испытания лица, претендующего на занятие должности государственной службы, могут составлять от трех месяцев до года.
При этом необходимо отметить, что законом предусматриваются исключительные основания для отказа от испытания при поступлении на государственную службу:
- человек освобождается от испытания при поступлении на государственную службу, если онполучил образование по специальной программе подготовки государственных служащих среднего звена или высшее образование в рамках контракта по целевому обучению;
- в том случае, когда лицо назначено на должность государственной службы ввиду сокращения предыдущей должности или ввиду ликвидации органа государственной власти, испытание в отношении такого лица не проводится;
- в случае если для лица установлены законодательные гарантии по сохранению соответствующей должности, испытание также не проводится.
Процедура проведения испытания при поступлении на государственную службу
Процесс проведения испытания при поступлении на государственную службу с содержательной точки зрения законом не урегулирован. При этом федеральным правительством утверждена единая методика прохождения такого испытания в федеральных органах исполнительной власти; подобные методики реализуются в практике регионального управления.
В соответствии с названной методикой непосредственный руководитель служащего в период испытания решает следующие задачи:
- координирует реализацию служащим должностных обязанностей таким образом, чтобы итоги реализации обязанностей и конкретных поручений делали возможным всестороннюю оценку его специальных знаний и практических навыков и умений, а также личных и профессиональных качеств;
- организует постоянные собеседования со служащим, его наставником для оценки профессиональной деятельности служащего.
При прохождении испытаний итоги деятельности служащего фиксируются в таблицу учета итогов реализации служащим обязанностей, которая составляется служащим по утвержденной форме.
Кадровая служба органа власти совместно с руководителем служащего осуществляет мероприятия для адаптации служащего к профессиональной среде и обеспечивает эффективную реализацию должностных обязанностей за счет следующих мероприятий:
- непосредственное ознакомление служащего с документационным обеспечением деятельности органа власти, структурного подразделения и его профессиональной деятельности по должности;
- представление служащего персоналу органа власти;
- консультирование служащего по вопросам организации и реализации собственных должностных обязанностей;
- обеспечение профессионального развития служащего и в случае необходимости – наставничество.
Руководитель служащего или его заместитель не позднее чем за две недели до истечения периода испытания готовят проект отзыва или отзыв об итогах испытания служащего по утвержденной форме и не позднее чем за десять дней до окончания указанного периода передает такой отзыв в кадровую службу. Отзыв фактически отражает итоги испытания, то есть оценку соответствия служащего занимаемой должности.