Механизмы государственно-частного партнерства – это методы и инструменты привлечения частных финансовых ресурсов для создания совместной системы публичного управления объектами общественной инфраструктуры, поддержки их функционирования и развития.
Понятия эффективности и результативности государственного управления
В науке публичного управления в качестве идеала современного государства обычно рассматривается демократическое правовое государство с гражданским обществом. При таком подходе государство рассматривается как механизм, обеспечивающий за счет освоения общественных ресурсов решение задач публичного управления исключительно в интересах личности. Именно поэтому сегодня все чаще государственное управление оценивается с позиции эффективности, а не только результативности управления. Прежде всего, необходимо разграничивать указанные категории:
- под результативностью государственного управления понимается степень достижения целевых параметров при реализации функций и задач публичного управления;
- эффективность, в свою очередь, отражает соотношение между привлеченными финансовыми, трудовыми, организационными, правовыми и иными ресурсами, и достигнутыми результатами публичного управления.
Итак, сегодня первоочередное значение приобретает эффективность публичного управления, то есть достижение максимально возможного социально полезного результата с привлечением минимально возможного объема ресурсов. Это, в частности находит отражение в переходе к проектному и программному управлению государством исходя из стратегических целей и задач развития государства и общества в интересах личности.
Поэтому перед государствами стоит новая задача поиска механизмов, инструментов и мероприятий, позволяющих с использованием минимального объема ресурса достичь наиболее значимых социальных результатов в конкретной сфере публичного управления. Одним из таких механизмов является государственно-частное партнерство.
Значение механизмов государственно-частного партнерства для повышения эффективности и результативности государственного управления
Для реализации публичного управления сегодня все чаще используются инструменты проектного и программного развития, которые обеспечивают эффективность использования бюджетных ресурсов, увязывая определенный объем бюджетных ресурсов с конкретными социально значимыми целями и результатами, возлагая ответственность на уполномоченных субъектов за реализацию определенного перечня мероприятий и освоения определенного объема бюджетных средств. При этом бюджетная поддержка проектов государственного управления на федеральном, региональном и местном уровнях требует включения общественных институтов в управленческие процессы интеграции государственно-частных финансовых, трудовых, организационных и иных ресурсов. При этом для эффективного использования ресурсов государства и бизнеса необходимо создать инфраструктуру и институты, обеспечивающие эффективность такого сотрудничества, то есть механизмы государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство – это институт совместного решения социально-экономических задач государством и частным бизнесом, который предполагает взаимовыгодное партнерство, позволяющее каждой из сторон получать определенные выгоды. При этом каждая сторона соответственно предлагает собственные ресурсы партнеру. Так, частный бизнес для решения социально-экономических задач, стоящих перед государством и обществом, может предложить:
- финансовые ресурсы;
- человеческий капитал, а именно специалистов в конкретной области производственной и непроизводственной деятельности;
- эффективный менеджмент, оперативность и гибкость в принятии управленческих решений;
- готовность к внедрению инновационных решений.
Иными словами, не скованный строгими рамками административных процессов частный бизнес развивается быстрее, чем государственный механизм. Частный бизнес легче адаптируется к изменениям внешней внутренней среды, легче идет на внедрение новых технологий, как в производственной, так и в управленческой сферах. И в рамках государственно- частного партнерства государство получает возможность воспринять важный управленческий и профессиональный опыт частного бизнеса.
Государство, в свою очередь, имея условно неограниченные финансовые, административные, налоговые и иные ресурсы способно формировать благоприятную среду в прорывных с точки зрения социально-экономического развития сферах, например, предоставлять налоговые льготы, предоставлять на выгодных условиях в аренду недвижимое имущество и оборудование, предоставлять гарантии для кредитования бизнеса.
Влияние государственно-частного партнерства на эффективность и результативность государственного управления
Положительными аспектами использования механизмов государственно-частного партнерства для повышения эффективности и результативности государственного управления являются:
- повышение скорости разработки и реализации социально значимых проектов посредством привлечения дополнительных финансовых, организационных, человеческих ресурсов;
- возможность использования наиболее эффективных практик управления частным предприятием при реализации крупных системных государственных проектов и программ развития;
- возможность использования инноваций, разработанных частным бизнесом при реализации задач государственного управления;
- возможность привлекать специалистов высокого уровня к решению государственных задач;
- сокращение коррупционных схем;
- формирование гибких адаптивных моделей реализации программ и проектов;
- оптимизация и сокращение численности управленческого персонала в системе государственного управления и др.