Инструменты противодействия коррупции в системе государственного управления – это регламентированные законом правовые, организационные и иные мероприятия по предупреждению и борьбе с использованием должностными лицами государственного управления должностных полномочий помимо или против целей и задач государственного управления из корыстных целей для собственной выгоды или выгоды третьих лиц.
Значение противодействия коррупции в системе государственного управления
Коррупция – одно из самых опасных и негативных явлений современного общества, в том числе современного российского общества. Уровень коррупции в стране выступает своеобразным индикатором эффективности правовой и экономической системы общества, благосостояния общества и пр. Это обусловлено тем, что коррупцию нельзя рассматривать как узкое специальное явление, которое предполагает использование должностным лицом своего правового статуса для извлечения личной выгоды или для извлечения выгоды для третьих лиц, это негативное явление гораздо шире: должностное лицо, которому вверена в определенной части реализация функций публичного управления не реализует эти функции, не решает задачу публичного управления, а, напротив, создает угрозу нормальному функционированию государства, используют его ресурсы для целей собственного обогащения или незаконного обогащения третьих лиц.
Экономические последствия использования должностными лицами коррупционных схем также крайне негативны и масштабны, к ним относятся:
- нецелевое или преступное использование бюджетных средств. Очевидно, что финансовые ресурсы, направляемые на обеспечение деятельности должностного лица, не реализующего свои должностные полномочия надлежащим образом, расходуются нецелевым образом, а финансовые ресурсы, которые использует должностное лицо в коррупционной схеме для собственного обогащения или для обогащения третьих лиц, используются преступно, при этом задачи публичного управления, для которых изначально такие ресурсы формировались, остаются нереализованными;
- искусственное формирование преград для развития предпринимательства и экономического роста;
- снижение уровня благосостояния населения;
- падение престижа страны в международных отношениях;
- падение инвестиционной привлекательности страны и др.
Характеристика основных инструментов в противодействии коррупции в системе государственного управления
Коррупция представляет собой негативное явление, которое сегодня присуще правопорядкам всех развитых стран. Усилия механизма государственного управления и общественности направлены на формирование специального механизма противодействия коррупции, который включает в себя самые разнообразные мероприятия.
Борьба с коррупцией осуществляется на основе конституционных положений, положений федерального законодательства, общих норм международного права, в соответствии со специальным законодательством РФ по противодействию коррупции, а также подзаконными нормативно-правовыми актами, действующими в этой сфере.
Высшими органами власти государства определяются правовые и организационные основы противодействия коррупции.
Глава государства утверждает главные направления внутренней политики в области борьбы с коррупцией, определяет компетенцию органов исполнительной власти в сфере противодействии коррупции, осуществляет руководство их функционированием.
Парламент страны, в свою очередь, разрабатывает и утверждает законы противодействия коррупции, реализует контрольные мероприятия в отношении деятельности органов исполнительной власти по противодействию коррупции.
Федеральное правительство осуществляет деятельность по разграничению полномочий по противодействию коррупции между органами исполнительной власти, осуществляет руководство деятельностью таких органов.
Иные федеральные органы, а также органы публичного управления регионального и местного уровней реализуют свои полномочия по противодействию коррупции в рамках деятельности таких органов.
Система инструментов противодействия коррупции в сфере государственного управления включает в себя два основных направления:
- профилактика коррупции;
- борьба с коррупцией.
К числу профилактических мероприятий против коррупции можно отнести следующие:
- прежде всего, это необходимость правового воспитания населения, формирования в обществе и в сфере государственной службы в частности нетерпимого отношения к коррупции, нарушениям закона и пр. Указанному в немалой степени способствовала бы предоставление открытого доступа к сведениям относительно выявленных и пресеченных коррупционных нарушений правоохранительными органами;
- другим важнейшим направлением профилактики коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы проектов актов законодательства и актов нормотворчества. Целью такой экспертизы является выявление проектов нормативно-правовых актов и факторов, которые могли бы стимулировать возникновение коррупции. В частности, к этим факторам в тексте нормативного акта могут относиться использование положений, которые устанавливают излишне широкие рамки для усмотрения должностного лица при выполнении конкретного полномочия или положения, которые вызывают необоснованные, сложно реализуемые требования для граждан и организаций и др.
К мерам борьбы с коррупцией следует отнести использование таких инструментов, как:
- привлечение к мероприятиям по выявлению коррупционных схем в системе государственного управления общественности. Для этого необходимо наладить эффективные каналы связи правоохранительных органов и бизнес-структур, населения, институтов гражданского общества;
- обеспечение открытости и доступности сведений для населения о функционировании органов публичного управления всех уровней и непосредственной деятельности должностных лиц, о разрабатываемых и принимаемых управленческих решениях, привлекаемых финансовых ресурсов для их реализации;
- обеспечение независимости средств массовой информации;
- обеспечение независимости судебной системы и пр.