Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении – это совокупность инновационных методов, инструментов автоматизированной обработки и исследования информации, применяемых для информационного обеспечения управленческих процессов, в том числе для разработки и реализации управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Сущность и значение информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
Информационные технологии в самом общем виде можно охарактеризовать как инновационные научные решения в сфере автоматизированной обработки информационных потоков для решения конкретных задач управленческой деятельности в сфере экономики, государственного и муниципального управления и др.
Разработка и внедрение информационных технологий привели к информатизации всех сфер общественной жизни и превращению информации в один из важнейших ресурсов эффективного управления, как в сфере производства, так и в социальной, публично-правовой сферах.
Поэтому сегодня эффективность всякой деятельности – от деятельности конкретного коммерческого предприятия до функционирования государства – связывается с эффективностью информационного обеспечения управленческих процессов.
Очевидно, что эффективность принятия управленческих решений, их разработки и реализации напрямую связана с эффективностью информационной обеспеченности таких процессов, что актуализирует внедрение в систему государственного и муниципального управления новейших информационных технологий.
При этом большое значение имеет не только внедрение инновационных инструментов сбора и анализа информации, важно привлечь в сферу государственного и муниципального управления специалистов, способных эффективно работать с информационными ресурсами и информационными технологиями, участвовать в их развитии и модернизации, адаптации для нужд системы публичного управления.
Направления использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
Сегодня усилиями публичного управления обеспечивается информатизация управленческих процессов. Это предполагает формирование в системе публичного управления информационной структуры. Такая информационная структура включает следующие элементы:
- информационные потоки;
- информационные ресурсы;
- инновационные информационные технологии, обеспечивающие информационно-аналитическую управленческую деятельность;
- информационные системы, включающие массивы собранной и обработанной информации;
- деятельность специалистов по сбору, обработке информации посредством использования информационных технологий и др.
Информационные потоки, которые исследуется для нужд публичного управления, «движутся» по следующим направлениям:
- внутри системы государственного и муниципального управления. Это вертикальные потоки информации (от Федерации к регионам и муниципалитетам и обратно), и информация, циркулирующая внутри конкретного уровня публичного управления, конкретного органа;
- между населением и системой государственного и муниципального управления, то есть информация, отражающая запросы населения, степень его удовлетворенности государственными и муниципальными услугами, деятельностью государства в целом.
Для эффективной организации публичного управления важнейшее значение имеет информационное обеспечение управленческих организационных и иных процессов внутри систем государственного и муниципального управления и информационного обеспечения взаимодействия между населением и системами государственного и муниципального управления.
Задачи использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
Происходящая сегодня информатизация государственного и муниципального управления приводит к необходимости:
- привлечения к государственной и муниципальной службам, а также на выборные должности лиц, имеющих глубокие профессиональные познания в информационной сфере;
- формирование специальных отделов и подразделений внутри органов государственного и муниципального управления, ответственных за информационно-аналитическое обеспечение управленческих процессов. Привлечение таких отделов к разработке и внедрению новейших информационных технологий для автоматизированного сбора и исследования значительных объемов важной для управленческих процессов информации. В частности, такие аналитические отделы созданы для обеспечения деятельности высших федеральных органов власти: аналитические центры функционируют при Президенте, в Совете Федерации, в Правительстве и пр.
В задачи информационно-аналитических отделов органов государственного и муниципального управления включаются:
- информационно-аналитическое постоянное исследование экономических, социальных, политических, экологических, криминогенных, коррупционных и иных аспектов общественных отношений, выступающих предметом государственного и муниципального управления;
- анализ полученной в результате такого мониторинга информации, ее диагностика и прогнозирование на ее основе возможных вариантов развития управленческих процессов;
- выявление управленческих проблем, входящих в компетенцию федеральных, региональных или местных органов, а также подбор или разработку оптимальных методов и инструментов решения названных проблем;
- экспертное исследование разработанных для решения выявленных управленческих проблем решений, то есть исследование стратегий, проектов, мероприятий;
- информационное обеспечение подготовки и обоснования возможных альтернативных вариантов управленческих решений;
- информационное обеспечение прогнозов, обзоров и справок относительно реализованной управленческой деятельности.
Кроме того, внедрение информационных технологий в системы государственного и муниципального управления решает задачу формирования информационной среды для взаимодействия органов публичного управления с населением («электронное правительство»).