Информационно-аналитическая работа в органах власти – это деятельность специальных отделов органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней по сбору, обработке и анализу информации по предметным областям органа управления и по приоритетным направлениям социально-экономического развития, в том числе по программно-целевым приоритетам функционирования органа.
Значение информационно-аналитической работы в органах власти
Мировая практика публичного управления позволяет констатировать, что ведущие экономики мира сегодня функционируют на основе эффективных национальных стратегий развития. Процессы реформирования отечественной экономики и отечественного механизма публичного управления показали, что достижение амбициозных целей обеспечения роста благосостояния населения представляется возможным только через повышение эффективности организации системы публичного управления.
Эффективность публичного управления всегда находит выражение в принимаемых и реализуемых управленческих решениях. Очевидно, что основу всякого управленческого процесса составляет решение руководителя.
Управленческий цикл в системе публичной власти представляет собой комплекс следующих действий:
- исследование социально-экономического состояния управляемой территории, а также внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на такое состояние;
- установление целей и задач публичного управления в конкретной сфере общественной жизни;
- разработка различных путей развития управляемой территории и решение иных проблемных управленческих аспектов;
- непосредственное принятие управленческого решения;
- организация реализации принятого управленческого решения посредством управленческой деятельности;
- контроль реализации и совершенствование принятого управленческого решения.
Обязательные требования к управленческому решению предполагают его обоснованность, своевременность, эффективность и пр. Соблюдение указанных требований невозможно без надлежащего информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений. Сегодня применение информационных технологий в сфере публичного управления позволяет организовать надлежащим образом мониторинг внутренней среды управляемой территории, выработку моделей ее оптимального развития и прогнозирование такого развития.
Общие подходы к организации информационно-аналитической работы в органах власти
Информационно-аналитическая работа в органах власти предполагает анализ предмета управления конкретного органа и выявление приоритетных направлений программно-целевого развития.
Организация информационно-аналитической работы в органах власти должна учитывать специфические черты управляемый территории, в частности, структуру хозяйства, конкурентные экономические преимущества, ресурсное обеспечение, демографические показатели, миграционные процессы, происходящие на территории и пр.
Для реализации информационно-аналитических функций в структуре органа публичного управления формируются специальные отделы и службы. Эти отделы и службы не только собирают и обрабатывают информацию, но и перманентно отслеживают качество такой информации. Они исследуют социально-экономическую ситуацию управляемой территории, диагностируют ее и моделируют возможные варианты ее развития.
В качестве основных требований к информационно-аналитической работе в органах власти можно назвать:
- предоставление сведений относительно управляемой территории;
- предоставление сведений в объеме необходимом и достаточном для принятия эффективного и обоснованного управленческого решения;
- предоставление сведений в необходимые сроки.
Важно подчеркнуть, что степень реализации названных требований в информационно-аналитической работе в органах власти зависит от ряда объективных причин:
- имеющихся в распоряжении информационно-аналитического отдела каналов и инструментов сбора информации;
- объема ведущихся информационно-аналитическим отделом баз данных;
- наличия доступа к необходимым сведениям;
- степени технического обеспечения процессов сбора, обработки, анализа и хранения информации и пр.
При этом перед информационно-аналитическим отделом стоит проблема избыточности информации. Это так называемое противоречие количества и качества информации. Очевидно, что современные информационные технологии позволяют аккумулировать огромный массив информации. При этом просмотреть и обработать весь массив информации не представляется возможным, поэтому на информационно-аналитический отдел и возложена задача, прежде всего, обеспечить управленческий процесс необходимой и достаточной для прогнозирования и разработки оптимального варианта решения управленческой задачи информацией.
Важно подчеркнуть, что информационно-аналитическая работа в органах власти не ограничивается сбором и обработкой информации для принятия конкретного управленческого решения, а предполагает перманентную работу по исследованию и аналитическому контролю управляемой территории, чтобы в конкретный момент предоставить должностным лицам органов управления необходимый и достаточный объем сведений для принятия управленческого решения.
Указанное позволяет отнести информационно-аналитическую работу в органах власти к необходимым элементам управленческого процесса. Такая деятельность носит практический характер, в ней наличествуют внутренние ограничения времени подготовки информации, ее полноты, достоверности и обоснованности. Здесь необходимо отметить, что информационно-аналитическая работа в органах власти направлена не столько на проработку проблемы и нахождения творческого варианта ее решения, сколько на оперативное и эффективное решение управленческой проблемы. Фактически эта работа постоянно учреждаемых и упраздняемых экспертных комиссий, которые формируются для решения конкретной задачи.