Общая характеристика государственного аппарата России в первой половине XIX в.
Традиционно выделяемый в отечественной государственно-правовой истории период с начала XIX в. до 1861 г. характеризуется расцветом абсолютизма. Вся публично-правовая власть в государстве сосредоточена в этот период в руках одного лица – императора. В статьях, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия получает легитимное закрепление: император страны характеризуется как самодержавный и неограниченный монарх, власти которого обязаны повиноваться все, как божьей власти. Таким образом, на уровне закона получают закрепление божественное происхождение самодержавной власти.
Юридически и фактически власть императора допускало вмешательство в любые дела публичного управления, была ничем не ограничена. Однако, учитывая размеры государства, сложность общественной жизни, император не имел реальной возможности без системы эффективно действующих государственных органов реализовывать собственную политику. Современники отмечали, что каким бы успешным не был правитель, он не в силах справиться с управлением в стране без конституции, без эффективных и действующих законов, без независимых судов.
Причины реформирования государственного аппарата России в первой половине XIX в.
Первые идеи о необходимости принятия конституции выдвигались ещё при Александре I, даже составлялись два проекта, однако названные проекты ни в коей мере не предусматривали ограничение власти императора.
Не желая ограничивать собственную власть, император не видел необходимости в принятии конституции, однако обойтись без реформирования государственного аппарата объективно не представлялось возможным.
Выделяют две основные причины, требующие проведения реформ государственного управления:
- прогресс буржуазных отношений внутри страны и произошедшие в зарубежных странах буржуазные революции требовали от императора перестройки государственного аппарата таким образом, чтобы сохранить феодальные институты;
- господствующие социальные слои дворянства и руководящее чиновничество стремились обеспечить собственные интересы посредством давления на императора, чтобы не допустить ущемления собственных классовых привилегий, которые объективно требовали ограничения.
При этом необходимо отметить, что на дореформенном этапе государственный аппарат носил консервативный, реакционный характер; изменения, происходившие в нем, были незначительны.
Государственный совет в государственном аппарате России в первой половине XIX в.
В начале века, когда совместно с кругом приближенных аристократов Александр I пытался провести либеральные изменения, реформирование государственного аппарата ограничилось лишь учреждением Государственного совета и отдельных министерств.
По поручению императора проект реформирования государственного аппарата был разработан М.М. Сперанским. Проект предусмотрел учреждение:
- Государственной думы как представительного законосовещательного органа, формируемого собственниками недвижимости;
- Государственного совета, выполняющего законосовещательную и административную функции.
Предложение об учреждении Государственной думы было расценено как посягательство на ограничение самодержавия. Государственный совет был учрежден в 1810 г.
Государственный совет должен был обсуждать все законопроекты, предложенные императором, сам разрабатывать наиболее важные законопроекты, однако его законотворческая функция ограничивалась тем, что законопроект мог стать законом только после утверждения его императором.
Органы отраслевого управления в государственном аппарате России в первой половине XIX в.
Реформирование государственного аппарата происходило и по отраслевому признаку. Коллегии, учрежденные Петром Великим, на протяжении XVIII в. приходили в упадок. Введенный изначально принцип коллегиальности в их деятельности фактически сменился на практике единоличным принятием решений президентов, их возглавлявших. Коллегии были упразднены еще Екатериной Великой, а в начале правления Александра I была учреждена новая система отраслевого публичного управления – министерства. Так, в частности, были учреждены Военное министерство, Министерство юстиции, Финансовое министерство, Министерство иностранных дел и др. Состав министерств менялся в течение рассматриваемого исторического периода.
Концептуально министерства отличались от коллегий тем, что они действовали, основываясь на принципе единоначалия: министр, возглавлявший министерство, был полностью ответствен за вверенную ему сферу публичного управления и был наделен для решения управленческих задач в такой сфере всеми необходимыми полномочиями. Фактически он реализовал модель самодержавного правления в конкретной отрасли. При этом при министре действовал орган, осуществляющий подготовительную работу и совещательные функции, – это Совет министра.
Органы, действующие при императоре, в первой половине XIX в.
В рассматриваемый период был создан Кабинет министров. Комитет министров представлял собой совещательный орган при императоре. В компетенцию этого органа входили вопросы межведомственного характера и вопросы надведомственного характера, то есть когда управленческий вопрос выходил за рамки компетенции конкретного министра или касался нескольких министерств, он разрешался Комитетом министров. Кроме того, на Комитет министров были возложены надзорно-контрольные функции в отношении губернаторов и губернских правлений.
Еще один орган, действующий при царе, именовался Собственная канцелярия императорского величества – приближенные царя, находившиеся в его подчинении, которыми и определялась политика страны. Так, например, при Николае I канцелярия объединяла шесть отделений, фактические права которых мало чем отличались от полномочий министерств. Среди отделений канцелярии были и карательные органы, например, III отделение вело борьбу с революционно настроенным населением и с прогрессивными настроениями в обществе.