Государственные решения – это вид управленческого решения, посредством которого реализуются функции государственной власти.
Понятие и сущность государственных решений
Государственные решения представляют собой результат выбора и обоснованного подхода к выработке проекта действий органов государственной власти, ориентированных на достижение целей общественного развития.
Государственные решения являются результатом работы органов государственного управления, одновременно формирующим план их действий на будущее.
Государственные решения выступает инструментом реализации стратегии развития страны в социально-экономическом плане. Государственное решение регулирует разнообразные аспекты общественной жизнедеятельности, определяя будущее общества.
Классификация государственных решений и их виды
Многообразие государственных решений определяет разнообразные подходы к их классификации. В качестве критериев классификации государственных решений могут использоваться субъекты управления, цели и время действия, масштабы действия, нормативная природа, юридическая сила, формы правовых актов, содержание, значимость для исполнения, характер воздействия, степень публичности или открытости.
В соответствии с критерием субъектов управления государственные решения делятся на:
- государственные решения общенародного характера, принимаемые по результатам выборов и референдумов;
- федеральные и региональные государственные решения, а также местные в отношении делегированных государственных полномочий;
- государственные решения, принимаемые отдельными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной;
- единоличные и коллегиальные государственные решения.
В соответствии с критерием цели и времени действия государственные решения делятся на:
- государственные решения стратегического или долгосрочного характера;
- государственные решения тактического или среднесрочного характера;
- государственные решения оперативного или краткосрочного характера.
В соответствии с критерием масштаба деятельности государственные решения делятся на:
- общегосударственные;
- локальные, то есть действующие в пределах конкретной административно-территориальной единицы;
- внутриведомственные;
- межведомственные.
В соответствии с критерием нормативной природы государственные решения делятся на:
- нормативные или общегосударственные решения;
- ненормативные или частные.
В соответствии с критерием юридической силы государственные решения делятся на:
- конституционные или высшие государственные решения;
- законодательные государственные решения;
- подзаконные государственные решения.
В соответствии с критериями содержания государственные решения делятся на:
- политические государственные решения;
- административные государственные решения;
- экономические государственные решение;
- организационные государственные решения;
- технологические государственные решения и так далее.
В соответствии с критерием значимости для исполнения государственные решения делятся на:
- государственные решения обязательные к исполнению;
- государственные решения, носящие рекомендательный характер.
В соответствии с характером воздействия государственные решения делятся на:
- стимулирующие государственные решения;
- протекционистские государственные решения;
- мотивационные государственные решения;
- ограничительные государственные решения;
- запретительные государственные решения и так далее.
В соответствии со степенью публичности государственные решения делятся на:
- государственное решение общего пользования;
- государственные решения служебного пользования;
- секретные государственные решения;
- совершенно секретные государственные решения.
Формы государственных решений
Государственные решения получают практическое воплощение в разнообразных формах, в соответствии с которыми могут иметь следующие разновидности:
- в форме законов. Законы могут быть конституционными, кодексами, федеральными, регионального уровня;
- в форме указов. Указы могут быть президентскими, высших должностных лиц региональных органов власти;
- в форме постановлений. Постановления могут издаваться правительством, судами, прокуратурой;
- в форме распоряжений. Распоряжения могут издаваться правительством и президентом, руководителями органов государственной власти;
- в форме приказов;
- в форме приговоров;
- в форме санкций;
- в форме указаний, инструкций, предписаний;
- в форме программ, деклараций, положений, уставов;
- в форме международных договоров и соглашений.
Особенности государственных решений
Государственные решения занимают определенное специфическое место в системе управленческих решений. Они отличаются собственными характерными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, государственные решения, принимаемые органами государственного управления, которые характеризуют юридическую значимость действий, предписываемых ими. Фактически государственные решения устанавливают меры, которые носят обязательный характер для исполнения. Государственное решение в качестве властного акта обязывает, запрещает, прекращает, поощряет, приписывает, уполномочивает, поощряет, наказывает;
- во-вторых, государственные решения, ориентированные на достижение нескольких целей, находящихся во взаимосвязи между собой;
- в-третьих, порядок разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесения поправок и отмены государственных решений подпадает под действие системы правил, определяющих данные процессы;
- в-четвертых, принятие и реализация государственного решения предполагает осуществление взаимодействия с разными заинтересованными лицами. Процесс принятия государственных решений характеризуется адресным характером.