История формирования системы государственного управления в США
Формирование системы государственного управления США начинается с принятием 13 штатами Декларации независимости в 1776 году, где были закреплены основные принципы функционирование государства, а именно учреждение государства для обеспечения равенства граждан, неотчуждаемости их прав на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство формировалось как орган государственного управления, призванный обеспечивать интересы населения. Кроме того, конституционное закрепление получил народный суверенитет как право народа изменять форму правления государства, когда такая форма не соответствует целям учреждения государства и правительства.
Во второй четверти XVIII века отдельными штатами были приняты собственные конституции, закрепившие права граждан (в биллях о правах), суверенитет народа, демократические институты формирования государственных органов и др., которые в последующем стали основой для принятия Конституции 1788 года и сегодня сохраняющей свое действие.
Конституция США 1787 года разрабатывалась федеральным Конвентом для целей формирования системы органов государственного управления. Высшая законодательная власть была вверена Конгрессу – двухпалатному парламенту, функции исполнительной власти были возложены на Президента США, судебные функции составили компетенцию Верховного Суда США.
Конституция США утвердила президентскую республику и федеративное устройство. В качестве цели создания государства Конституция закрепила установление правосудия, обеспечение внутреннего порядка, совместной обороны, благосостояния населения.
Основные характеристики государственного управления в США
Государственное управление США характеризуется как:
- демократическое;
- республиканское;
- федеративное;
- правовое;
- светское.
По форме правления США представляет собой республику президентского типа, где обеспечивается важнейший демократический принцип разделения властей посредством системы взаимных сдержек и противовесов.
Демократический характер государственного управления практически реализуется посредством избрания представителей в состав высшего законодательного органа, избрания главы государства и др. Посредством демократических институтов также формируются исполнительные и судебные органы власти. Народ свободен и передает полномочия по управлению государственному аппарату для обеспечения прав и свобод личности. Кроме того, народу предоставлена конституционная возможность лишения властных полномочий правительства, которое не соответствует демократическим целям учреждения американского государства.
Федерация образована в США на договорной основе: независимые штаты объединились добровольно для совместного решения задач общего характера.
США является правовым государством: здесь обеспечивается господство права в деятельности государственных органов и учреждений, деятельность отдельных граждан и их объединений также подчинена закону. Надзор за состоянием законности реализуется судебными органами. Конституционный провозглашена республиканская форма правления который обеспечивается во всех штатах. Основу организации государственного управления составляет принцип разделения властей. Так, к числу исключительных полномочий парламента относится издание закона. При этом Президенту США предоставлено право вето, которое, в свою очередь, может быть преодолено в том случае, если не одобренный Президентом закон будет повторно принят большинством голосов в парламенте. Контроль за соответствием законов Основным законом возложен на Верховный суд США. На сдерживание исполнительной власти власть президента направлены такой институт, как отрешение президента от должности (импичмент). Таким образом, Конституцией закреплена система инструментов сдерживания одной ветви власти другими, что препятствует узурпации власти одним из высших органов государственного управления. Принцип разделения властей обеспечивает демократический характер государственного управления.
Высший законодательный орган государственного управления США
Конгресс США – это высший представительный законодательный орган страны, состоящий из двух палат – Сената и Палаты представителей.
Обе палаты формируются посредством всеобщего равного и прямого избирательного права. Сенат выражает интересы отдельных штатов, Палата представителей – интересы народа в целом. Работу Конгресса реализуют представители двух ведущих политических партий страны, одна из которых поддерживает исполнительную власть, другая – противостоит ей. Наличие оппозиционных сил в парламенте позволяет наиболее эффективно реализовывать законодателям свои функции.
Система исполнительной власти в США
Конституция возлагает функции исполнительной власти на Президента США единолично. При этом практически в реализации названной функции задействована целая система органов исполнительной власти, включающей следующие элементы:
- Кабинет;
- департаменты;
- исполнительные (независимые) агентства.
Президент США реализует следующие управленческие задачи:
- представительство государства: Президент представляет страну, как во внутриполитической сфере, так и на международной арене (вручение наград, участие в официальных церемониях и т.п.);
- законотворчество. Президенту не предоставлено право выступать с законодательной инициативой, принимать участие в парламентских заседаниях, однако фактически подготовка законопроектов нередко осуществляется аппаратом Президента. Также парламент может делегировать законодательные полномочия Президенту, который таким образом издает указы в важнейших областях государственного управления. Кроме того, Президенту предоставлено право вето, однако это право может быть преодолено повторным одобрение законопроекта большинством в 2/3 голосов палат парламента;
- военное управление и др.