История государственного управления Китая
Китай сохранил редкий для сегодняшнего международного сообщества общественно-политический строй: это государство социалистическое. В 1954 году высший представительный орган Китая, который именуется Всекитайское собрание народных представителей, принял первую конституцию. Согласно этому документу политический строй Китая именуется народной демократией и реализуется рабочим классом, основываясь на союзе рабочих и крестьян.
Главенствующую роль в государственном управлении играет Коммунистическая китайская партия, и целью государственного управления провозглашена организация процветающего и благоденствующего социалистического общества. Китайская конституция 1954 года, разработанная в соответствии с социалистической доктриной при учете национальных китайских особенностей, выступила базой для важнейших государственно-политических реформ во всех областях общественной жизни.
После китайской революции 1960-70-х годов и ломки общественно-политической жизни страны была принята новая Конституция 1975 года, которая фактически выступила документом, закрепившим итоги революции. Конституция сохраняла свое действие около 2 лет и в 1978 году была заменена новой. Конституция 1978 года фактически выступила программным документом китайской коммунистической партии, она предусматривала модернизацию государства, поэтапное превращение Китая в развитое государство. Условия принятия Конституции стали причиной многих недочетов, неточностей в ее содержании, что привело к необходимости принятия нового основного закона. В 1982 году была принята Конституция Китая, которая действует и сегодня.
Конституция закрепила диктатуру пролетариата, сохранила ведущую роль коммунистической партии в государственном управлении.
Система государственного управления Китая
Организация государственного механизма и принципы его функционирования в Китае во многом созвучны принципам организации и деятельности государственного механизма советского государства, когда имеет место формальное установление власти народа, и ее реализация осуществляется через систему представительных учреждений различных уровней – от высшего государственного до местного.
Так, в Китае народ реализует государственную власть через Всекитайское собрание народных депутатов и местные собрания различных уровней. Такие собрания формируются демократическим путем и подконтрольны народу. Другими словами, основным видом органов государственного управления в Китае являются выборные представительные органы различных уровней. Специфика государственного устройства Китая связана с наличием двух законодательных органов высшего уровня – это Всекитайское собрание и Постоянный комитет всекитайского собрания, формируемый из числа депутатов Собрания. Такой комитет наделен собственными законодательными полномочиями, а также подменяет Собрание в период между сессиями. Сходная модель существовала в советском государстве.
Представительный и исполнительный орган в государственном управлении Китая
Высший орган государственного управления Китая – это Всекитайское собрание народных депутатов, законодательный представительный орган. Структурно названный орган состоит из одной палаты, его правовой статус закреплен Конституцией и соответствующим специальным законом. Срок полномочий собрания составляет 5 лет, выборы депутатов организуются Постоянным комитетом Собрания, состав Собрания не должен превышать трех тысяч членов.
Функция государственного управления, реализуемая Собранием, во многом схожа с функциями парламента в зарубежных государствах. Законодательное собрание решает следующие задачи государственного управления:
- реализует полномочия по внесению изменений в основной закон;
- осуществляет конституционный контроль;
- принимает законы по регулированию уголовных, гражданских и иных правоотношений, об организации деятельности государственного механизма и другие;
- утверждает планы социально-экономического развития страны, осуществляет контроль их реализации;
- рассматривает вопросы организации и управления государственным бюджетом;
- формирует состав иных государственных органов, утверждает и освобождает высших должностных лиц. Так, в частности, Собрание определяет состав правительства, утверждает его главу, также Собранием избирается председатель Военного совета, определяется его состав и пр.
Кроме того, в ведении Собрания находятся вопросы войны и мира, внешняя политика.
Конституция не содержит закрытого перечня полномочий Собрания, полномочия Собрания могут быть дополнены и расширены.
Функционирует Собрание посредством сессий, которые проходят раз в год, длятся от двух до трех недель.
Из числа депутатов Собрания формируется Постоянный комитет, при этом депутаты, вошедшие в состав Комитета, не могут занимать должности в органах государственного управления.
Полномочия комитета делятся на постоянные и временные, те, которые осуществляются в период между сессиями Собрания. Собственные полномочия комитета – это:
- толкование Конституции, конституционных положений, законов;
- реализация конституционного контроля;
- законодательная деятельность, а именно принятие частных законов и их корректировка, за исключением тех, которые отнесены к ведению Собрания.
Кроме того, Комитет осуществляет контроль деятельности отдельных органов государственного управления, в том числе Государственного совета, Военного совета и других. В период между сессиями Комитет реализует такие полномочия, как внесение дополнений, принятых Собранием, рассматривает поправки к планам социально-экономического развития, принимает решение о назначении или освобождения должен отдельных должностных лиц.
Конституцией реализация исполнительной власти возложена на центральное народное правительство, которое именуется Государственный совет.
Совет обеспечивает практическое воплощение принятых на высшем партийном и государственном уровне решений.