Конституционные основы государственного управления постсоциалистической России
Кризис власти 1993 года завершился выборами Федерального Собрания, являвшегося новым органом государственного управления представительного характера, сменившим Верховный Совет. В это же время посредством референдума было осуществлено принятие новой Конституции российского государства, определяющей основы государственного устройства страны.
Новая Конституция осуществила закрепление политических изменений, произошедших в стране, утвердила принципы государственного устройства, структуру органов власти, соотношение центральных и местных уровней управления, а также иные значимые вопросы.
В соответствии с Конституцией Россия признавалась демократическим федеративным государством, имеющим республиканскую форму правления. Многонациональный народ России выступал в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти.
Конституция предусматривала возможность непосредственного участия населения в осуществлении государственного управления или передачу полномочий по осуществлению такого управления органам государственной и муниципальной власти.
Конституция России установила республиканский демократический правовой строй, утвердила реализацию принципа разделения властей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в систему государственной власти были включены:
- во-первых, Президент России;
- во-вторых, Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, являющихся верхней и нижней палатой Парламента;
- в-третьих, Правительство России;
- в-четвертых, суды.
В сложившейся системе государственного управления явно превалировала роль Президента страны.
Президент России в системе государственного управления
Первостепенность Президента по отношению к Парламенту определяется даже расположением статей в Конституции Российской Федерации. Статья о Президенте предшествует статье о Парламенте.
Президент России – это глава российского государства и гарант Конституции, свобод и прав гражданина и человека.
Основная задача действий Президента состоит в обеспечение согласованности функционирования органов государственного управления. Фактически Президент выступает арбитром и посредником между ветвями власти, а также властью и обществом.
Российской Конституцией Президент выводится за рамки ветвей власти, таким образом возглавляя их.
К числу единоличных полномочий Президента России относится:
- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
- осуществление руководства внешней политикой государства;
- принятие решений относительно отставки Правительства;
- формирование и возглавление Совета безопасности России;
- назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных сил страны;
- роспуск Государственной Думы;
- назначение референдумов и так далее.
Действия Президента направлены на сохранение государственного единства и власти на территории всей страны.
Роль Федерального Собрания в государственном управлении России
Федеральное Собрание является Парламентом Российской Федерации, выступая в качестве представительно-законодательного органа государственного управления. Состав Федерального Собрания включает в себя две палаты:
- во-первых, Совет Федерации, образованный двумя представителями от каждого региона страны;
- во-вторых, Государственную Думу, включающую 450 избранных депутатов.
В структуре Парламента России реализуется принцип единства исполнительной и законодательной власти, поскольку Совет Федерации образован представителями исполнительной власти. Заседание палат Парламента осуществляется в раздельном порядке, каждая палата имеет свои органы управления, собственный регламент и внутренний распорядок. Конституцией страны предусмотрена возможность проведения совместных заседаний палат Парламента.
Контрольные полномочия в бюджетной сфере реализуются совместно обеими палатами Парламента, образующими Счетную Палату.
Совет федерации призван рассматривать принятые нижней палатой Парламента законы, назначать состав высших чиновников судебной власти, утверждать некоторые указы Президента и изменение внутренних границ страны.
Нижняя палата Парламента ориентирована на рассмотрение законопроектов, предлагаемых обладателями законодательных инициатив.
Принятые Парламентом законы подлежат подписанию Президентом России. После этого законы обнародуются.
Правительство в системе государственного управления России
Правительство России является высшим органом исполнительной власти в стране. Российское правительство включает в свой состав его Председателя и министров федерального уровня.
Правомочность заседаний Правительства определяется наличием на них 2/3 членов.
Правовую основу деятельности Правительства составляет Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации». Внесение проектов решений и постановлений в Правительство может осуществляться членами Правительства, руководством федеральных органов государственного управления исполнительного характера и главами исполнительной власти регионального уровня. Предложения населения, и предпринимательства в адрес Правительства России подлежат предварительному рассмотрению исполнительными властями.
Организация работы Правительства и определение направлений его деятельности является прерогативой Председателя Правительства. Председатель Правительства также формирует предложение по организации федеральных органов исполнительной власти.
Российское Правительство обладает полномочиями в сфере издания нормативных актов в пределах своей компетенции и обладает законодательной инициативой.
Правительство осуществляет разработку и обеспечивает исполнение федерального бюджета, проводит единую финансово-кредитную и денежную политику, государственную политику в сферах здравоохранения, социального обеспечения, науки, образования и так далее, осуществляет управление собственностью Российской Федерации, обеспечивает оборону страны и государственную безопасность, реализует внешнюю политику, охраняет собственность и общественный порядок, осуществляет борьбу с преступностью.