Государственное управление борьбой с терроризмом – это направление внешней и внутренней политики государства и система специальной деятельности уполномоченных субъектов государственного управления, направленные на преодоление идеологии и практики насилия, преследующих цель воздействия на систему государственного управления или международные организации для устрашения населения или реализации других насильственных действий противоправного характера.
Значение государственного управления борьбой с терроризмом
Терроризм – это страшнейшее социально-политическое явление, которое бросает вызов не только национальному государственно-правовому порядку, но и всему международному сообществу в целом. В самом общем виде, терроризм можно определить как разработку и распространение идеологии насилия и реализацию такой идеологии на практике посредством оказания отрицательного воздействия на систему государственного управления, международное сообщество для устрашения населения путем осуществления противоправных действий насильственного характера.
Традиционно вспышки террористической активности связывают с кризисными явлениями в системе государственного управления, в частности, при территориальных конфликтах внутри государства, в условиях развития сепаратизма, снижения уровня правопорядка и роста организованной преступности. Однако современная международная практика позволяет утверждать, что террористическая активность возможна и в условиях устоявшейся системы государственного управления без ярких симптомов снижения правопорядка и роста преступной активности.
Именно поэтому для преодоления рассматриваемого негативного явления крайне важно разрабатывать и реализовывать эффективные государственные решения законодательного, организационного и иного характера.
Государственное управление борьбой с терроризмом должно рассматриваться в качестве специального направления внутренней и внешней политики устранения причин и условий развития терроризма, а также предотвращения и преодоления его негативных последствий.
Общая характеристика системы государственного управления борьбой с терроризмом
Терроризм следует рассматривать в качестве важнейшего и опаснейшего вызова системе государственного управления любого государства, что актуализирует разработку и реализацию стратегий управления борьбой с терроризмом.
В России в качестве субъектов управления борьбой с терроризмом функционируют специально уполномоченные государственные органы и органы муниципального управления. В состав компетенции таких органов входят организация и реализация мероприятий по борьбе с терроризмом. Кроме того, в систему противодействия терроризму включаются негосударственные объединения и иные организации, а также отдельные граждане, которые готовы оказывать содействие органам государственного и муниципального управления в реализации мероприятий антитеррористического характера.
Основы государственного управления борьбой с терроризмом определяются главой государства в виде основных направлений государственной антитеррористической политики. Кроме того, глава государства определяет правомочия по борьбе с терроризмом органов, которыми он непосредственно руководит. Именно глава государства принимает решение относительно участия воинских и специальных подразделений для реализации мероприятий противодействия терроризму за пределами Российской Федерации, когда террористические действия направлены против Российского государства или его населения.
Федеральный парламент разрабатывает законодательное регулирование деятельности по борьбе с терроризмом.
Контрольные мероприятия в отношении законности действий должностных лиц и органов системы государственного управления в сфере реализации противотеррористических мероприятий осуществляются прокуратурой России.
Правительство страны определяет полномочия органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, организует разработку и реализацию мероприятий в области борьбы с терроризмом, обеспечивает антитеррористическую деятельность исполнительных органов федерального, регионального и муниципального уровней.
Исполнительные органы федерального уровня непосредственно реализуют действия по борьбе с терроризмом в рамках своей компетенции. Важнейшее значение здесь играет деятельность силовых и правоохранительных органов: российские Вооруженные силы, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел и др.
Российские Вооруженные силы для реализации борьбы с террористической деятельности используют следующие инструменты:
- пресечение движения воздушных судов, которые используются для террористической деятельности либо захвачены террористами;
- пресечение актов терроризма во внутренних водах, в территориальном море, а также на производственных объектах, на континентальном шельфе.
Такие действия Вооруженные силы применяют при реализации собственных контртеррористических операций, а также для борьбы с терроризмом за пределами территории Российского государства.
Существенный объем деятельности по противодействию террористической деятельности реализуют органы федеральной службы безопасности посредством:
- собирания информации относительно возможных событий или действий террористической направленности;
- получения сведений в отношении лиц, которые участвовали в террористических действиях или в подготовке к ним и др.
Сама специфика террористической деятельности предполагает, что при борьбе с ней используются оперативно-боевые и другие мероприятия гласного и негласного характера. Так, в частности, сотрудники государственных органов, реализующих борьбу с терроризмом, наделены правом беспрепятственного входа в жилые помещения, остановки оказания услуг связи гражданам и организациям, ограничения использования средств и сетей связи и др.