Общая характеристика структуры государственного управления
Структура государственного управления – это совокупность соответствующих органов государственного управления, которые призваны действовать от имени государства в пределах той компетенции и тех полномочий, которые предоставлены им законом.
Государственное управление, как известно, может осуществлять на трех уровнях:
- федеральном,
- региональном,
- местном.
Каждый из них наделен различными органами власти.
Для осуществления государственного управления и руководства всевозможными процессами в обществе образуются специально уполномоченные государственные органы, которые расцениваются в качестве вспомогательных институтов государственной власти, проводников принимаемых ею решений, структур, которые занимаются реализацией властных полномочий.
- Федеральный уровень. Конституция РФ в ст.71 закрепила положение о том, что устанавливается система федеральных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть, а также порядок организации и деятельности таких органов. Государственная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом России, Федеральным Собранием РФ (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами.
- Уровень субъектов РФ. Прежде всего, стоит отметить, что именно следует относить к субъектам России. Так, согласно закону, к ним относятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округи. Система органов в субъектах создается самостоятельно данными субъектами, основываясь на основах конституционного строя и принципах организации государственного управления.
Местное самоуправление не относится к государственному управлению, что означает невозможность отнесения органов управления в данной области к государственным. В этом случае органы управления носят характер муниципальных и формируются на основе решений органов государственной власти. Муниципальные органы управления представлены территориальными органами юстиции, финансовыми органами, органами, связанными со строительством и архитектурой, сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, культурой, земельными ресурсами, управлением имуществом, транспортом, торговлей, связью и пр.
Государственное управление характеризуется повседневностью и оперативностью в своей деятельности. Оно должно осуществляться субъектами управления, которые специально уполномочены для этих целей, в необходимом порядке и объеме, указанном в законе. Эти субъекты реализуют свои функции по управлению государством во всех сферах деятельности, в том числе исполнительной, судебной, законодательной и прокурорской.
Звенья структуры государственного управления
Структура государственного управления состоит из определенных звеньев, которые включают в себя:
- Президента России;
- Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти РФ;
- органы власти субъектов РФ.
Все эти звенья, безусловно, важны при осуществлении государственно управления. Каждый из них обладает присущими только ему функциями и полномочиями, которые предоставляет для него действующее на сегодняшний день законодательство в сфере государственного управления. При этом стоит отметить тот факт, что государственное управление может осуществляться не только в области его реализации, но и в законодательной и судебной сфере. Так, свою лепту вносят Совет Федерации и Государственная дума, издавая законы, тогда как Правительство превращает их исполнение в жизнь, а Президент РФ контролирует весь этот процесс. Все остальные органы власти обязаны следить на беспрекословным исполнением всех действующих в стране законов.