Понятие органов государственного управления
Понятие органов государственного управления, несмотря на свою значимость, не закреплены в Конституции Российской Федерации. Данное обстоятельство, безусловно, отрицательно сказывается на качестве выполнения государственных функции по управлению страной. Определение «органа государственного управления» закрепляется в некоторых подзаконных актах, имея при этом лишь косвенное отражение.
Органы государственного управления – это одна из разновидностей органов власти государства, отличающихся областью их действия и специфичностью осуществляемых ими функций и задач.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что органы управления, являясь видом государственных органов, обладают их основными чертами. Именно поэтому, следует определить, что представляет собой сам государственный орган. Так, он характеризуется в качестве организованного коллектива, который образует отдельную часть аппарата государства, наделенную своей компетенцией.
Основные черты государственных органов:
- являются частью государственного аппарата;
- выступают в качестве организации, т.е. ячейки некого коллектива;
- политические организации;
- выполняют функции и задачи от имени всего государства;
- имеют государственно-властные полномочия;
- обладают своей компетенцией, структурой и территориальным масштабом деятельности;
- несут перед государством ответственность за выполняемую или невыполняемую деятельность;
- образуются в том порядке, который предусмотрен законом.
Стоит отметить, что понятия «орган государства» и «орган государственного управления» совпадают, но второе является более широким.
Все общие черты, относящиеся к государственным органам, распространяются и на органы государственного управления, которые, наряду с указанными, имеют также свои специфические особенности.
Признаки органов государственного управления
Как уже было отмечено, органы государственного управления имеют, как и все государственные органы, свою компетенцию, структуру и территорию, на которую они распространяют свою деятельность. Но при этом органы управления имеют свои признаки, обладающие некой спецификой, и отличающие их от других органов государства. Определение таких признаков происходит в зависимости от своеобразия задач, которые стоят перед исполнительной властью, и методов, с помощью которых эти задачи осуществляются. Так, к признакам органов государственно управления относятся следующие:
- осуществление специфической в содержании и методах деятельности – государственного управления;
- относятся к исполнительной власти;
- образуются на основе действующего законодательства;
- их деятельность строится на четком соответствии закону, а также на исполнении закона с использованием при этом различных юридических средств, имеющих нормотворческий и оперативно-исполнительный (юрисдикционный) характер;
- органы государственного управления осуществляют свою деятельность в пределах, которые предоставлены им в соответствии с государственно-властными полномочиями, а также в целях обеспечения руководства различными объектами (хозяйственными, административными, политическими, культурными, социальными и т.д.).
Органы государственного управления включают в себя большинство линейных и функциональных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции в зависимости от предметов ведения и объема компетенции. При этом они не имеют функций, связанных с государственной политикой и нормотворчеством. Существует частичное исключение в случаях, когда территориальные органы государственного управления могут получить часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с условием назначения должностного лица.