История государственного управления в России
Прежде чем говорить о современном состоянии государственного управления в Российской Федерации, стоит обозначить то, как изменялось и развивалось государственное управление на определенных этапах развития нашего государства:
- Дореформенный период. Термин «государственное управление» использовался в России на протяжении 70-ти лет, что давало законные основание на то, чтобы выделять этот вид деятельности государства в качестве отдельного. До 80-х годов приоритетным признавалось «разделение труда», выражающееся в разделении задач и функций государства между Советами всех уровней, которые являлись органами государственной власти, а также между органами и управления и судами. Каждому отводилось определенное дело. Органы управления того времени наделялись полномочиями по реализации законов.
- Эпоха реформирования. Данная стадия характеризуется определенными изменениями в деятельности органов государственного управления. Так, вводится частная собственность на средства производства и землю. Появляются новые правила приватизации предприятий, являющихся государственными или муниципальными. Граждане и предприятия получают право на свободу деятельности в сфере экономики, предпринимательства и торговли. Ценовая политика становится более либеральной, формируется рыночная инфраструктура (финансовые рынки, биржи и т.п.). Подлежат реорганизации государственные и сельскохозяйственные предприятия, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Банк России утверждается в качестве независимого, рубль подвергается конвертации. Также либерализируется система личных расходов и доходов. Услуги образования, здравоохранения и некоторые другие становятся платными. Политические права и свободы граждан признаются и гарантируются, что основывается на нормах и принципах международного права.
- Современный этап. Государственное управление, которое образовалось в результате предыдущих периодов социализма, нельзя назвать удовлетворяющим потребностям и запросам общественности. На данный момент оно во многом разнится с социальным отношением общества, поражено коррупцией и не имеет должной силы в отношении общественной жизнедеятельности. Такие обстоятельства нельзя назвать положительными, поскольку помимо отсутствия должной деятельности государственного управления, у общества формируется предвзятое и недоверительное отношение к деятельности всего государственного аппарата. Это говорит о том, что перестройка и изменение системы государственного управления должна сопровождаться, в первую очередь, восстановлением доверительных отношений между обществом и государством в лице его органов и общественных структур.
Характеристика государственного управления в России
Государственное управление в России – это организующая деятельность федеральных органов исполнительной власти России и органов власти субъектов РФ, направленная на различные сферы жизни общества и осуществляемая на основе законодательства страны.
Государственное управление в Российской Федерации осуществляется на основе определенного законодательства, к которому относятся:
- Конституция России. Данный нормативно-правовой акт закрепил не прямое, а косвенное обозначение государственного управления, предусмотрев положения, касающиеся разделения властей, единства системы власти государства, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами, одинаковый доступ граждан к государственной службе, часть обязанностей должностных лиц и пр.
- Федеральные законы. Самым главным является закон 1995 года об основах государственной службы в РФ. На втором месте Закон 2004 года, посвященный государственной гражданской службе в РФ. Эти нормативные акты можно назвать базовыми.
- Распоряжения и Указы президента, Постановления Правительства. Данные акты имеют очень серьезное значение в системе управления государством. Так, большинство из них посвящены вопросам кадровой политики, организации управления, вопросам госслужбы, образования, науки и т.д.
- Иные нормативные акты. Эти акты носят характер конкретизирующих, так как призваны разъяснить положения актов, имеющих большую юридическую силу. К ним можно отвести положения и уставы о конкретных органах, о дисциплине и т.п.
Государственное управление в России строится на основе принципов законности, демократизма, объективности, конкретности, разделения властей и федерализма.