Государственное регулирование инновационной сферы – это направление внутренней политики и комплекс принципов, целей, задач, стратегий, программ и мероприятий, которые направлены на внедрение и развитие инноваций в отечественной экономике, повышение конкурентоспособности отечественного продукта за счет инноваций, стимулирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности и др.
Значение государственного регулирования инновационной сферы
Значение государственного регулирования инновационной сферы определяется теми функциями и задачами, которые в современном обществе и экономике выполняют и решают инновации. Итак, закономерными последствиями разработки и внедрения инноваций являются:
- стратегический рост экономики и, как следствие, благосостояния населения. Инновации обеспечили прогрессивный экономический рост еще при доминировании индустриального производства, с переходом же к информационному обществу инновации стали главным фактором экономического развития всякого государства. Это связано с широкой сферой применения инноваций: они востребованы во всех областях общественной жизни и, прежде всего, в экономической;
- формирование новых секторов экономики. Инновационные решения качественно преобразуют экономику, совершенствуя производимый продукт. При этом, как демонстрирует международная практика, инновации способны не только инициировать возникновение новых секторов экономики, но и сделать эти сектора доминирующими;
- обеспечение реализации конкурентных преимуществ продукта, предпринимателя, государства. Экономики тех стран, которые разрабатывают и внедряют инновации обеспечивают конкурентоспособность государства на международном пространстве, поскольку обеспечивают производство и реализацию уникального востребованного продукта;
- обеспечение экологической безопасности производства и др.
Таким образом, государственные поддержка и стимулирование инновационных разработок и внедрения инноваций способны оказать существенное влияние на развитие экономики в стратегическом плане.
Принципы государственного регулирования инновационной сферы
Эффективная организация государственного регулирования в инновационной сфере требует утверждения и соблюдения основных начал, обеспечивающих эффективное инновационное развитие. Итак, к числу основных принципов государственного регулирования инновационной сферы следует отнести:
- понимание разработки и внедрения инноваций как приоритетного направления развития национального производства, его технологического обновления, повышения конкурентоспособности наукоемкого продукта на мировом рынке и, как следствие, обеспечения экономического роста и благосостояния населения;
- поддержка и стимулирование государством приоритетных инновационных направлений не должно устранять рыночной конкуренции в сфере разработки и внедрения инноваций;
- бюджетные ресурсы, направляемые на разработку и внедрение инноваций, должны быть сконцентрированы на приоритетных направлениях инновационной деятельности, посредством которых может быть обеспечен прогрессивный экономический рост. При этом важно подчеркнуть, что в финансовой поддержке нуждается не только стадия научных исследований, важнейшее значение имеет и внедрение инновационных решений, и продвижение наукоемкого продукта на рынок внутри страны и за рубежом;
- государство должно обеспечивать инновационную деятельность возможностью сотрудничать с зарубежными государствами и др.
Функции государственного регулирования инновационной сферы
Государственное регулирование инновационной сферы должно осуществляться таким образом, чтобы создать благоприятную среду для разработки и внедрения инноваций, в том числе посредством финансовой поддержки инновационного предпринимательства, но при этом обеспечить рыночную конкурентную среду в сфере инноваций.
Отсюда функции государственного регулирования инновационной сферы могут быть определены следующим образом:
- государство должно обеспечить эффективную правовую поддержку и стимулирование развития инновационной деятельности;
- государство должно эффективно распределять аккумулируемые в бюджете финансовые ресурсы на научные исследования исходя из приоритетности тех или иных инновационных решений для отечественной экономики;
- государство должно поощрять конкуренцию в инновационной сфере, предоставляя определенные преимущества разработчикам инновационных проектов, субъектам, внедряющим инновации в производственной и непроизводственной сферах;
- усилия государства должны быть направлены не только на стимулирование инновационных разработок, но и на коммерциализацию инновационных решений, то есть на поддержку, сопровождение и реализацию инноваций, их внедрение на рынок;
- стимулирование разработок и внедрение инноваций должно обеспечиваться со стороны государства просвещением в инновационной сфере, то есть доведением до сведения населения информации о наиболее перспективных направлениях предпринимательской деятельности, в том числе системе мероприятий поддержки инновационной деятельности. Указанное предполагает и всестороннюю поддержку исследовательской деятельности на базе общеобразовательных учреждений и высших учебных учреждений;
- государство должно гарантировать защиту авторских прав разработчиков отечественных инноваций в международном пространстве.
Итак, государственное регулирование в инновационной сфере должно строиться, прежде всего, на всесторонней поддержке научно-исследовательской и инновационной деятельности. Однако важнейшее значение здесь имеет выбор правильной модели такой поддержки: она должна носить партнерский характер. Это, во-первых, позволит обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, поскольку инновационная деятельность должна в стратегическом плане оправдывать финансовые вложения, во-вторых, формировать рыночную конкуренцию в инновационной сфере.