Государственное регулирование деятельности общественных организаций – это осуществление нормативного регулирования и контрольно-надзорной деятельности в отношении функционирования общественных организаций.
Основное назначение общественных организаций и их классификация
Специфика развития демократических процессов в обществе, рост социальной активности населения формирует потребность в создании общественных организаций, способствующих защите и реализации прав и интересов человека и гражданина в обществе. Для Российской Федерации в последние годы характерно активное создание общественных организаций. Конституционную основу существования общественных организаций формирует норма, утверждающая право граждан на объединения и гарантию свободы деятельности общественных формирований.
Общественные организации функционируют в различных сферах общественной жизнедеятельности. В основе их классификации можно рассматривать различные признаки. Так, в соответствии с критерием сферы деятельности выделяют политические общественные организации, экономические, социальные общественные организации, общественные организации культурного и спортивного назначения и так далее.
В соответствии с территориальным критерием общественные организации могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными, местными, международными и так далее.
В соответствии с критерием организационно-правовой формы общественные организации делятся на:
- во-первых, организации;
- во-вторых, движения;
- в-третьих, фонды;
- в-четвертых, общественные учреждения;
- в-пятых, органы общественной самодеятельности.
В соответствии с критерием числа участников общественные организации могут быть массовыми и элитарными.
В соответствии с критерием характера общественные организации могут быть организациями с фиксированным членством и с нефиксированным членством.
Правовые основы функционирования общественных организаций
Правовую основу функционирования общественных организаций составляет Федеральный закон «Об общественных объединениях», иные федеральные законы, нормативно-правовые акты, а также уставы общественных объединений.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» определяется содержание права населения на объединения, гарантии реализации этого права, статус общественных объединений, особенности их правового положения в качестве юридических лиц.
В отношении отдельных видов общественных объединений, например, благотворительных, профессиональных союзов и так далее, могут действовать специальные законы, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». Если по отношению к общественным объединениям отдельных видов не существует специальных федеральных законов, то их деятельность регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях».
Общественное объединение – это формирование добровольного, самоуправляемого, некоммерческого характера, которое создано по инициативе граждан, объединившихся в соответствии с общностью интересов для реализации общих целей, зафиксированных уставом общественного объединения.
Реализация права граждан на создание общественных объединений может воплощаться непосредственным объединением физических лиц или юридических лиц – общественных объединений.
В качестве учредителей общественных организаций могут выступать физические лица, а также юридические лица в лице общественных объединений, которые созвали конференцию или съезд, общее собрание, обеспечивающее принятие устава общественного объединения, формирование его руководящих и контрольно-ревизионных органов. По объему прав и обязанностей учредители общественных объединений в лице физических и юридических лиц равны.
В качестве членов общественных объединений выступает физические и юридические лица в лице общественных объединений, заинтересованные в совместном решении вопросов и задач общественного объединения согласно нормам устава. Членство оформляется заявлениями или иными документами, которые позволяют учитывать их количество с целью обеспечения равноправия членства данного объединения.
Члены общественных организаций наделены равными правами в отношении избрания или реализации пассивного избирательного права по отношению к руководящим и контрольно-ревизионным органам общественного объединения. Также они имеют равные права по осуществлению контроля в отношении деятельности руководящих органов общественной организации.
Контрольно-надзорная деятельность в отношении общественных организаций
Осуществление надзора за деятельностью общественных объединений и организаций возлагается на прокуратуру Российской Федерации. Также контроль в отношении общественных организаций осуществляется органами, которые принимают решение относительно государственной регистрации этих организаций. Этот контроль направлен на обеспечение соответствия деятельности общественных организаций целям, закрепленным в их уставах. Органы, ответственные за осуществление данного вида контроля, наделяются следующими правами:
- во-первых, запрос у руководящих органов общественных организаций распорядительной документации;
- во-вторых, направление своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными организациями;
- в-третьих, проведение проверок соответствия деятельности общественных организаций целям, закрепленным в уставе, не чаще одного раза в год;
- в-четвертых, запрос и получение информации относительно финансово-хозяйственной деятельности общественных организаций у органов статистики, исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, финансовых и кредитных учреждений;
- в-пятых, при наличии выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации со стороны общественных организаций или осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, вынесение письменного предупреждения о необходимости осуществления и сроках устранения указанных нарушений.