Государственное и муниципальное управление основными народохозяйственными комплексами – это система мер, реализуемых государственной и муниципальной властью с целью обеспечения оптимального формирования отраслевой структуры национальной экономики.
Значение отраслевой структуры и народнохозяйственных комплексов для экономики страны
Характеристикой общественной системы выступает ее внутренняя структура, выражающая соотношение отдельных ее секторов, сфер, комплексов и отраслей. Для нормального функционирования общественной системы необходимым условием является наличие обоснованного соответствия сопряженных частей, принимающих количественно устойчивую пропорциональную форму. Наличие отраслевой структуры обеспечивает разделение производства и социальной сферы на самостоятельные отрасли и межотраслевые комплексы.
Межотраслевые пропорции представлены соотношениями: между сельским хозяйством и промышленностью, добывающей промышленностью и машиностроением, оборонным и гражданским производством и так далее.
Общественная система в рамках своей структуры отличается двумя одновременно существующими, но разнонаправленными свойствами, с одной стороны, она обладает подвижностью, с другой стороны, она достаточно консервативна. Изменение структуры общественной системы происходит под влиянием новых технологий, государственного регулирования, общественных потребностей. Экономика каждой страны отличается специфической структурой, отвечающей уровню социально-экономического развития и конкретным условиям существования. Для развитых стран в структуре общественной системы характерно преобладание потребительского сектора, высокотехнологичных отраслей и сферы услуг.
Примерно 40% общественной системы представлено услугами непроизводственного характера.
Государственное и муниципальное управление основными народохозяйственными комплексами направленно на формирование рациональной экономической структуры. Включение государства в международное разделение труда и господство транснациональных монополий ставит страны перед необходимостью производства того, что пользуется спросом на мировом рынке и сокращением производства того, что мировой рынок оставляет в эти страны. Выбор приоритетов экономического развития существенно ограничен в пространстве. Однако отказ от выбора и обоснования приоритетов, определяющихся общественными интересами, влияющих на инвестиции, налоговую, таможенную и иные направления экономической политики, увеличивает риск замедления движения страны от постиндустриального общества к информационному.
Устранение государственной и муниципальной власти от формирования отраслевой структуры под стихийным воздействием рыночных механизмов, ведет к моментальному приспособлению этой структуры к платежеспособному спросу. Результатом такого подхода является осуществление структурных изменений, приводящих к значительному снижению удельного веса строительства, машиностроения, личного употребления и резкому увеличению удельного веса добывающих отраслей и сферы обращения. Рост доли непроизводительных услуг не обеспечивает роста эффективности производства, а, следовательно, и прогрессивного экономического роста.
Необходимость и сущность государственного и муниципального управления основными народохозяйственными комплексами
Значимую опасность для общества представляет собой нерациональная производственная структура. Государственное и муниципальное управление основными народохозяйственными комплексами ориентировано на обеспечение внедрения научно-технических достижений, полноценного использования потенциала, качественного совершенствования производства, государственной и муниципальной поддержки перспективных отраслей.
Политика управления основными народохозяйственными комплексами призвана решать оборонные и гражданские задачи промышленности, обеспечивать переход различных отраслей на новый уровень развития.
Государственное и муниципальное управление основными народнохозяйственными комплексами ориентировано на обеспечение тех потребностей общества, которые не получают поддержку со стороны различных механизмов по тем или иным причинам.
Государственное и муниципальное управление основными народохозяйственными комплексами включает в себя систему мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности на территории страны. К числу таких мер относятся:
- во-первых, формирование привлекательного инвестиционного имиджа государства и отдельных его территорий для привлечения иностранных инвестиций;
- во-вторых, проведение планомерной работы, направленной на развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями;
- в-третьих, непрекращающееся совершенствование нормативно-правовой базы;
- в-четвертых, предоставление гарантий со стороны властей и обеспечение своевременного погашения кредитов;
- в-пятых, активизация деятельности отраслевых министерств в части подготовки проектов инвестиций;
- в-шестых, подготовка квалифицированных кадров для реализации инвестиционных проектов.
Государственное и муниципальное управление основными народохозяйственными комплексами направлено на поддержку развития капиталоемких, наукоемких, а также социально значимых отраслей.
Государственное и муниципальное вмешательство в управление основными народохозяйственными комплексами призвано предотвратить перекосы в структуре общественного производства, обеспечить равномерное развитие всех необходимых отраслей, сформировать основы экономического роста государства в целом, его отдельных регионов, а также муниципальных образований.
Государственное и муниципальное управление основными народохозяйственными комплексами реализуется с помощью прямых и косвенных мер регулирования экономики. В первом случае речь идет о таких действиях как осуществление государственных инвестиций, государственное субсидирование, предоставление налоговых преференций системообразующим предприятиям. Во втором случае речь идет о формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование основных народнохозяйственных комплексов, налоговом регулировании и так далее.