Статус государственно-правового управления
Государственно-правовое управление действует при Президенте России, являясь самостоятельным подразделением его Администрации.
Правовую основу функционирования государственно-правового управления формируют следующие нормативные акты:
- во-первых, Конституция России;
- во-вторых, Федеральные законы;
- в-третьих, распоряжения и указы Президента России;
- в-четвертых, Положение об Администрации Президента России;
- в-пятых, распоряжения Администрации Президента России;
- в-шестых, Положение о государственно-правовом управлении, утверждаемое Президентом России на основании представления руководителя его Администрации.
Задачи, решаемые государственно-правовым управлением
Государственно-правовое управление призвано решать следующие задачи:
- обеспечивать деятельность Президента России в части правовых вопросов;
- осуществлять правовое обеспечение действий Президента России;
- обеспечивать информационно-справочное сопровождение деятельности Администрации и его подразделений;
- оказывать консультативную правовую помощь различным государственным органам, в том числе Аппарату Правительства России, органам федеральной исполнительной власти, региональным органам исполнительной власти;
- обеспечивать деятельность Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, действующего при Президенте России.
Функции государственно-правового управления
Государственно-правовое управление призвано выполнять следующие основные функции:
- проведение подготовительной работы по законопроектам, вносимых Президентом России на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы;
- осуществление подготовки проектов заключений, выдаваемых Президентом России по законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении;
- осуществление подготовки предложений относительно подписания или отклонения главой государства федеральных законов при их соответствии или несоответствии Конституции России и федеральным законам;
- осуществление подготовки проектов поручений, распоряжений и указов главы государства и его Администрации;
- выполнение согласования проектов поручений, распоряжений и указов главы государства и его Администрации;
- составление заключений о соответствии проектов распоряжений и указов Президента Конституции России и требованиям федеральных законов;
- составление заключений о соответствии Конституции России и требованиям федеральных законов проектов межправительственных и межгосударственных договоров;
- осуществление подготовки предложений относительно отмены правительственных распоряжений и постановлений;
- осуществление подготовки проектов президентских обращений в Конституционный суд;
- осуществление подготовки предложений, направленных на приостановление действия нормативных актов региональной исполнительной власти, согласно статье 85 Конституции; правительственных распоряжений и постановлений согласно статье 115 Конституции;
- осуществление правового обеспечения действий консультативных и совещательных органов, действующих при Президенте России;
- осуществление взаимодействия с другими органами власти с целью подготовки проектов актов;
- контроль правильности и своевременности публикации нормативных актов;
- представление разъяснений официального характера по президентским нормативным актам;
- обеспечение взаимодействия главы государства с палатами Совета Федерации;
- редактирование проектов законодательных инициатив и нормативных актов, вносимых главой государства на рассмотрение в Государственную Думу;
- обеспечение системы международных отношений российского государства по правовым вопросам и так далее.
Права государственно-правового управления
Государственно-правовое управление наделено следующими правами:
- во-первых, на запрашивание и получение материалов у самостоятельных подразделений президентской администрации, аппаратов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Конституционного и Верховного судов, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, иных органов государственной власти;
- во-вторых, на использование банков данных президентской Администрации и органов федеральной исполнительной власти;
- в-третьих, на привлечение специалистов органов федеральной исполнительной власти для работы по подготовке проектов нормативно-правовых актов.
Руководство государственно-правового управления
Деятельностью государственно-правового управления руководит его начальник, который является помощником Президента России. Назначение и освобождение от должности начальника государственно-правового управления осуществляется Президентом России на основании представления руководителя его Администрации.
Начальнику государственно-правового управления назначаются заместители. Начальник государственно-правового управления выполняет следующие функции:
- распределение должностных обязанностей между своими заместителями, начальниками департаментов и референтами;
- внесение предложений от лица президентской Администрации о заключении договоров на экспертизу проектов нормативно-правовых актов и на анализ правоприменительной практики, выполняемый специалистами и научно-исследовательскими организациями;
- издание распоряжений, связанных с деятельностью государственно-правового управления.
Ответственность за решение задач, стоящих перед государственно-правовым управлением, возлагается на его начальника.
На заместителей начальника государственно-правового управления, референтов и начальников департаментов возлагается ответственность за надлежащее исполнение их обязанностей.