Государственно церковные отношения – это исторически сложившаяся и развивающаяся на территории конкретного государства система взаимоотношений государства в лице должностных лиц и органов публичного управления и церкви при урегулировании социально значимых вопросов.
Ключевые аспекты государственно-церковных отношений
Характер взаимоотношений государства и церкви получает формальное выражение в праве. Право и религия выступали основными социальными регуляторами еще в древних государствах.
Нормы религии и нормы права определяют границы дозволенного в общественных отношениях, устанавливая наказание за нарушение норм.
В качестве характерных аспектов взаимодействия государства, права и религии можно выделить следующие явления:
- придание сакрального смысла нормам права;
- признание религиозных норм в качестве инструмента регулирования общественных отношений в определенных сферах;
- правовое обеспечение регулирования свободы совести и свободы вероисповедания и функционирования религиозных организаций.
В древнейших государствах реализация правовых норм обеспечивалась божественной природой государства и права: нормы права носили сакральный характер и строились на религиозных канонах и нормах. Фактически религия делала легитимной политическую власть, поскольку государство рассматривалась как часть религиозного мироустройства. С развитием государства и права характер взаимоотношений между церковью и государством претерпел существенные изменения.
Типы государственно-церковных отношений
По характеру взаимоотношений, складывающихся между церковью и государством современные государства могут быть разделены на следующие типы:
- Светское государство. В таком государстве религиозные организации от государства отделены, они не могут решать политических и правовых задач и вмешиваться в государственные дела. Государство, в свою очередь, гарантирует невмешательство и обеспечение прав своих граждан на собственное отношение к религии. Внутренние дела церкви также не контролируются государством, если церковь функционирует в рамках закона. Государство гарантирует, что ни одной из конфессий не будет оказываться преимущественной финансовой или иной поддержки и предпочтений. Иными словами, в светские государствах религиозные объединения и организации ведут деятельность, направленную исключительно на обеспечение религиозных потребностей населения. Государство здесь гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, недопущение дискриминации по религиозному признаку, равенства всех религиозных организаций перед законом.
- Теократическое государство. Теократическое государство – это государство, в котором политическая власть находится в руках религиозного лидера, институтов. Политические решения в таких государствах строятся на религиозных правилах и нормах, религиозные деятели определяют политику государства. Необходимо отметить, что в современных демократических государствах складывается такая система государственно-церковных отношений, в которых церковь оказывает существенное влияние на регулирование социальных отношений и политической жизни. Примерами таких государств могут служить Саудовская Аравия, Иран и др.
Клерикальное государство. Это государство фактически представляют собой промежуточную между светским и теократическим государством модель взаимоотношений церкви и государства. Специфика государственно-церковных отношений в данном случае заключается в том, что государство хотя и не объединено с церковью, однако церковь имеет законодательно зафиксированные инструменты для участия в политической жизни страны. В таких государствах конкретная религия наделяется официальным статусом и получает привилегии в сравнении с иными религиями. Так, к специфическим характеристикам государственной религии в клерикальных государствах относятся следующие:
- церкви гарантируется право собственности на широкий круг объектов недвижимости и движимых вещей;
- церковь является получателем государственных субсидий и финансовой помощи. Кроме того, церкви предоставляются налоговые льготы;
- церковь наделяется юридическими полномочиями, например, правом регистрировать факт рождения, смерти и других юридически значимых фактов, в определенной степени участвовать в регулировании семейных и брачных отношений;
- церковь имеет право направлять своих представителей в органы публичного управления;
- церковь реализует контрольные мероприятия в области воспитания, религиозной цензуры в печати, на телевидении. Примерами клерикальных государств в современном мировом сообществе выступают Великобритания, Дания и др.;
- атеистические государства. Этот вид государственно-церковных отношений предполагает, что государством церковь как социальный институт не признается, религия и религиозные объединения запрещены.
Государственно-церковные отношения в современной России
Советское государство относилось к числу атеистических, в период заката Советского государства религиозным организациям стали возвращаться отдельные свободы.
Существенные изменения общественного и государственного устройства, произошедшие в период перестройки актуализировали и вопрос пересмотра государственно-церковных отношений. Поэтому для восстановления прежнего влияния, церковь нуждалась в финансовой поддержке со стороны государства, а также в решении административных вопросов, которые позволили бы ей вернуть статус юридического лица и соответствующие права.
Современная Конституция гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, в том числе право создавать религиозные объединения.
Религиозные организации сегодня имеют имущественные права, активно участвуют в политической и социальной жизни. Кроме того, новым направлением взаимодействия государства и церкви в современной России выступает идеологическое взаимодействие по сохранению и развитию русской культуры.