Государственная власть – это элемент политической власти, действие которого распространяется на территорию отдельной страны.
Сущность и признаки государственной власти
Государственная власть является следствием формирования отношений господства и подчинения, обусловленных управлением и координацией волевых действий, опирающихся на рычаги принуждения и организующее воздействие государства.
Государственная власть носит социальный характер, обусловленный подчинением своей воли подвластных ей людей с целью осуществления управления обществом, создания в нем порядка и организованности.
Государственная власть обладает следующими признаками:
- во-первых, публичным характером. Государственная власть охватывает общество, его членов, различные объединения людей. В этом признаке государственная власть совпадает с властью первобытного общества, однако он позволяет отделить ее от других видов социального управления, в том числе семейного, религиозного, корпоративного и так далее;
- во-вторых, политическим характером. Политика представляет собой искусство управлением обществом, не имеющим социальной однородности, включающим в себя классы, группы, касты и так далее. Государственная власть функционирует в рамках именно такого общества. Как следствие, государственная власть является разновидностью политической власти, не тождественна ей за счет существования иных видов политической власти, власти лобби, политических партий и так далее.
В основе организации государственной власти находится ряд принципов, к числу которых относится суверенитет, легитимность, легальность, законность, иерархия, выборность и коллегиальность, профессионализм, разделение властей.
Сущность принципа разделения властей как основы государственной власти
В современном мире основу государственной власти составляет принцип разделения властей. Идея данного принципа была сформирована еще древнегреческими философами, однако с течением времени она углублялась и развивалась.
В классическом понимании принцип разделения властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако не все государства признают все ветви власти.
Принцип разделения властей составляет основу государственной власти и обязателен для органов государственного управления на федеральном и региональном уровне.
Данный принцип не предполагает абсолютной самостоятельности исполнительной, законодательной и судебной власти. Органы государственной власти, представляющие различные ветви, находятся во взаимодействии друг с другом в пределах их полномочий и компетенции. Такое взаимодействие обеспечивает сохранение принципа единства государственного управления. При этом ветви власти уравновешивают друг друга, выступая в качестве системы сдержек и противовесов.
В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть реализуется парламентом, которая осуществляет разработку и принятие законодательных и нормативно-правовых актов. Исполнительная власть возлагается на правительство, ответственное за практическую реализацию государственной политики в различных сферах общественной жизнедеятельности. Современные государства при построении системы власти существенно различаются по месту в этой системе главы государства. Глава государства преимущественно возглавляет исполнительную власть, в некоторых случаях занимая совершенно особое место в системе государственного управления. В частности, таким примером является Президент Российской Федерации, который обладает широкими полномочиями как в сфере исполнительной, так и в сфере законодательной и судебной власти.
Наличие перекосов и переплетений в системе законодательной, исполнительной и судебной власти характерно для современных государств, однако это не значит, что государственная власть готова отказаться от принципа разделения властей.
В общем виде принцип разделения властей можно выразить через следующие постулаты:
- во-первых, наделение законов высшей юридической силой и осуществление их принятия законодательной ветвью власти в лице представительных органов;
- во-вторых, возложение на исполнительную власть обязанности заниматься только исполнением законов при ограниченном осуществлении нормотворчества;
- в-третьих, исполнительная власть должна быть подотчетна главе государства и в ограниченном отношении представительному органу власти;
- в-четвертых, распределение полномочий между законодательной и исполнительной властью должно быть основано на балансе, который исключает пересечение властных решений и не дает возможности получения полноты власти ни одной из перечисленных ветвей;
- в-пятых, судебные органы должны быть независимы от других ветвей власти и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
- в-шестых, ветви власти не могут осуществлять вмешательство в прерогативы других ветвей власти, не могут сливаться с другими ветвями власти;
- в-седьмых, решение споров относительно компетенции тех или иных органов власти должно осуществляться только конституционным путем через систему правовых процедур;
- в-восьмых, конституция должна обеспечивать наличие противовесов для всех ветвей власти.
Принцип разделения властей обеспечивает структурирование власти в современном государстве, выстраивая ее иерархию, формируя систему полномочий и компетенций.
Каждое государство обеспечивает собственное переосмысление данного принципа, но в той или иной мере он заложен в управлении большинства развитых государств.
Вся теория и практика управления в той или иной мере направлена на развитие и углубление данного принципа. На сегодняшний день не предложено какой-либо достойной альтернативы данному подходу к организации государственного управления.
Сосредоточение всей полноты власти и всех видов власти в руках человека или органа ведет к деспотии, терпении и утрате демократии.